https://www.amur.info/news/2007/04/04/31837

Сегодня 75 лет со дня рождения великого режиссера Андрея Тарковского

4 апреля 2007, 11:25

Стоит только произнести: «Солярис», «Сталкер», «Зеркало», «Ностальгия», «Жертвоприношение», «Андрей Рублев», - как все сразу понимают, о ком идет речь. Это все названия фильмов, которые давно признаны шедеврами мирового кинематографа. Их автор – режиссер, народный артист России Андрей Тарковский. Сегодня ему исполнилось бы 75 лет.

Андрей, сын известного русского поэта Арсения Тарковского, родился 4 апреля 1932 года в селе Завражье Ивановской области. Ивановцы считают его своим земляком, на самом же деле, село – это только место рождения. Дело в том, что мама Тарковского Мария Ивановна приехала к родным специально для родов. Отец был так счастлив появлению на свет сына, что на следующий же день зарегистрировал ребенка в Завражье. Очень скоро семья вернулась в Москву. В селе Андрей провел только несколько военных лет. И мама, литературный работник, и отец, талантливый поэт и переводчик, впоследствии участвовали в работах сына. Стихи отца звучат с экрана в нескольких фильмах Андрея Арсеньевича. В 1951 году Траковский поступил на арабское отделение Московского института восточных языков, но не заканчивает его из-за ухудшения здоровья. Больше года работал в ВНИИ цветных металлов и золота, геологом. В 1954 году Андрей поступил во Всесоюзный государствннный институт кинематографии. Его учителем стал Михаил Ромм. Мировую известность Андрей Арсеньевич получил уже после показа на Нью-Йоркском фестивале студенческих фильмов дипломной работы «Каток и скрипка». Сценарий к этому короткометражному фильму Тарковский написал вместе со своим другом Андроном Михалковым-Кончаловским. Работа получила главный приз фестиваля. А успех Андрея в мировом кинематографе закрепил его первый полнометражный фильм «Иваново детство», поставленный по мотивам военного рассказа В. Богомолова «Иван». Работа была удостоена многих престижных кинематографических премий, в том числе и «Золотого льва святого Марка» Венецианского кинофестиваля. Андрей Тарковский работал на киностудии «Мосфильм». Был автором и соавтором сценариев фильмов: «Антарктида - далекая страна», «Один шанс из тысячи», «Гофманиана», «Берегись! Змей!». Андрей Арсеньевич снялся в киноработах «Мне 20 лет», «Сергей Лазо», поставил на театральной сцене спектакли по пьесе В. Шекспира «Гамлет» - в Москве, по произведению Пушкина «Борис Годунов» - в Лондоне. Все картины Тарковского становились заметными событиями культурной жизни страны, оказывая влияние на духовное развитие общества. Особое место в творчестве режиссера занимают ленты, поставленные по книгам выдающихся современных фантастов — Станислава Лема и братьев Стругацких: «Солярис» и «Сталкер». А период между этими фильмами он снял автобиографическую картину «Зеркало». В 1982 году режиссер уехал в Италию. Близкий друг, кинодраматург Александр Мишарин, с которым Андрей Арсеньевич написал сценарий к фильму «Зеркало», считает, что идея покинуть Родину стала творческой ошибкой Тарковского. «Андрей мечтал выразить языком кино магию литературы, - рассказал Александр Мишарин. - И, пожалуй, был единственный, кто бы сумел это сделать». Ему не давали снимать на Родине, ему было трудно, и все же, выражаясь словами Луначарского, он был “разрешенный контрреволюционер”. Гордость российского кино, первая фигура в глазах Запада. И все это прекрасно понимали. Он уехал не только потому, что его “зажимали”. Ему казалось, что заграница его иначе оценит, что он сможет больше зарабатывать. Хотя до конца не представлял, как сложится его судьба на Западе». Тем не менее в Италии Андрей Тарковский поставил ленту «Ностальгия» с Олегом Янковским в главной роли русского поэта, умершего в Италии от тоски по родине. Тема личной жертвы наибольшее развитие получила в «Жертвоприношении», последнем фильме Тарковского, поставленном режиссером в Швеции. В конце 1985 года, после завершения съемок «Жертвоприношения», Андрей возвращается в Рим уже смертельно больным – ему поставлен диагноз «рак легких». «Он верил в то, что он выздоровеет,- поделилась воспоминаниями Лариса Тарковская.— Он почему-то верил, что Бог ему поможет. Особенно воспрянул духом, когда приехал сын... Андрей работал до последнего дня, сохраняя абсолютно ясный ум, какая-то внутренняя энергия помогала ему всегда быть собранным. Заключительную главу книги “Запечатленное время” он закончил за девять дней до смерти!». Умер Андрей Арсеньевич через год, 29 декабря 1986, в Париже. Он похоронен на кладбище Русских эмигрантов во Франции, в городке Сен-Женевьев-дю-Буа. Парижане в этом году в честь Андрея Арсеньевича открыли памятную доску на доме, где режиссер провел свои последние дни. Такая же доска появилась во Флоренции, где Андрей жил и работал с 1983 по 1986 год. Там же минувшей зимой работала выставка «Зеркало памяти».

Сегодня же исполняется 40 лет артисту и шоумену Дмитрию Нагиеву. Прежде его знали только в Санкт-Петербурге, сегодня – вся страна. Первой ступенькой к славе стало знакомство с Сергеем Ростом и их совместная работа в программе «Осторожно, модерн!» на ТНТ. С Ростом подружился во время учебы в Ленинградском театральном институте. Кстати, на выпускном спектакле Нагиев сыграл доктора Дорна в «Чайке» и был признан лучшим выпускником года. Параллельно с учебой Дмитрий работал в питерском театре «Время», который заключил контракт с немцами. Все на том же выпускном спектакле немцы выбрали троих человек, среди которых оказался и Нагиев. Во Франкфурте-на-Майне он проработал два года. Свой вклад в укреплении популярности актера сыграл сериал Каменская», где Дмитрий сыграл роль ироничного сотрудника милиции. Также он снялся в фильмах «Чистилище», «Бобака Саскервилей». «Убойная сила», «Крот». Есть работы на театральной сцене, шоу на телевидении.