https://www.amur.info/news/2017/08/21/7770

В нашем городе каждый второй или фотограф, или визажист

21 августа 2017, 09:14

Александр Шерстобитов рассказал Амур.life о фотоиндустрии Благовещенска

Вы знаете о том, что средний благовещенский ценник за работу фотографа не сильно отличается от московского? И аренда фотостудии в час стоит столько же, сколько в столице? Об особенностях фотоиндустрии Благовещенска, о том, какие фотографии ценятся и почему содержать собственную студию невыгодно, об этом Амур.life расспросил фотографа Александра Шерстобитова.

Наша профессия обесценивается

Последние три года я наблюдаю перенасыщение рынка фотографов в Благовещенске, их как-то разом стало очень много. Из-за этого, на мой взгляд, пропадает ценность фотографии у клиентов. Раньше к выбору фотографа подходили серьезнее: смотрели работы на сайте, внимательно изучали. Сейчас народ стал непритязателен. Идут на фотосессии к фотографам за 1,5-2 тысячи и рассуждают: «Ну, какая мне разница, на следующий месяц пойду к другому». Нет понимания, что фотоаппарат должен держать специалист. Считается, что это все несложно, там нечего знать, нечего уметь. Взял камеру и поехали. Я сам наблюдаю нередко, как ребята только купили камеру и сразу же начинают искать клиентов, они даже выполняют какие-то заказы, а ты смотришь на эти фото и понимаешь, что там не то чтобы нет никакой работы со светом, даже понятия нет, какой объектив использовать, чтобы человека не исказить.

Из-за этого происходит какое-то обесценивание профессии в целом. Я думаю, это происходит потому, что в Благовещенске мало хорошей перспективной работы, поэтому люди и идут в сферу услуг – фотографы, визажисты, парикмахеры. Люди пытаются реализоваться: у кого-то это хорошо получается, а у кого-то – «туши свет». Но они берут напором, и, что самое интересное, клиенты к ним идут. Да и не сказать, что ценник у них сильно отличается. У фотографов-профессионалов, ценник около 5 тысяч в час. А у тех, кто, на мой взгляд, не большой специалист – 3,5 тысячи в час.

Нужно тренировать «насмотренность»

Начинающим фотографам сейчас легче учиться – есть Интернет, где проходит много онлайн-школ. Можно обучаться этому, не выходя из дома. В свое время, когда я начал заниматься фотографией, это где-то 2005 год, ничего такого не было. Тогда в Интернете можно было купить диск с книжками. Тебе по почте этот диск присылали. Сейчас все эти книги скачиваются бесплатно.

Я считаю, что важную роль в нашем деле играет так называемая «насмотренность». Ты смотришь фотографии, изучаешь, со временем понимаешь, почему здесь хорошо, а здесь плохо. Эту «насмотренность» нужно тренировать.

Позднее у тебя появляется свой стиль, ты начинаешь разбираться, что значит хорошая фотография, а что плохая, и главное, можешь объяснить это. А не так, что «мне кажется, крутая фотка получилась», а почему, ты и объяснить не можешь.

Конечно, когда я начинал, у нас не было такого, что ты можешь прийти к какому-то мастеру, а он тебе говорит – садись, буду тебя учить. Все сами учатся.

Хороший фотограф в Благовещенске – это «хлебная» профессия

Люди женятся, в год около трех тысяч свадеб, если верить статистике. Поэтому работы всем хватает.

Как получается – ты подружился с молодоженами, отснял им свадьбу. Через какое-то время отснял выписку из роддома, потом первые съемки с детьми и так дальше. А они потом другим рассказывают. «Сарафанное радио» работает. Поэтому на такие съемки, я имею в виду свадебные, заказы никогда не закончатся.

Есть еще другая сфера, как я называю «бизнес-фотографии» – это бизнес-портреты, интерьерная съемка, для каталогов.

Вот эта сфера сейчас не очень развивается, на мой взгляд. Ну, например, для той же рекламы в Инстаграме, свой товар фирмы предпочитают снимать сами, на телефон или простой фотоаппарат. Обрабатывают, и это хорошо выглядит. Потому что Инстаграм – это такая искренняя площадка, там все должно быть честно, и, делая такие фото, вы вроде как говорите: «Это мой реальный товар, который я снял на телефон. Он вот так выглядит в жизни».

Долгое время я занимался фуд-фотографией: для меню, для оформления интерьеров.

Сейчас таких заказов становится меньше: что-то снимают на телефон, какие-то фото вообще с Интернета берут. Кризис, наверное, сказывается.

Узкоспециализированных фотографов, например, портретистов или предметников, у нас мало, потому что для них нет постоянной работы. Поэтому все снимают все.

В России не принято покупать фотографии в Интернете

В моей жизни фотобанки или, как мы их называем, «стоки» появились спустя где-то два года, как я стал заниматься фотографией. Я начал выкладывать туда свои работы. Фотобанки – это сайты, которые являются своего рода посредниками между фотографами и заказчиками. В России их всего один или два. В основном они все зарубежные. На некоторых крупных фотобанках у жителей России даже нет возможности что-то купить. Если ты заходишь на эти сайты с России, там написано: «Извините, вы не можете ничего купить». Думаю, потому что Россия – это редкий покупатель. На некоторых сайтах видно, из какой страны покупатель, и Россия там редко высвечивается. Почему так происходит? На мой взгляд, потому что у нас вообще не очень принято покупать фотографии, гораздо проще их с Интернета скачать. С авторским правом у нас проблемы. А на Западе все по-другому. Для жителей западных стран абсолютно нормально заплатить за пять фотографий 45 долларов – и это очень дешево. Я размещаюсь в том числе и на крупном фотобанке, который считается премиальным. Так вот там у меня всего дважды были покупатели из России – в обоих случаях крупные федеральные журналы.

Цены за фотографии назначает сайт, на «стоках» премиум-класса одна фотография может стоить около 500 долларов. Фотограф получает 20 % от продажи. Если ты работаешь с агентством, то там может быть и 35-40 % от продажи. Я сейчас начинаю работать с агентством из Германии. Вот я недавно прислал им шесть разных съемок, они выбрали 53 фотографии. Они сами могут их отретушировать, подготовить, подписать. Затем распространяют по всем премиальным фотобанкам. В последствие это все продается, и ты получаешь гонорар.

Люди в кадре ценятся больше, чем пейзажи

Причем, чем больше людей в кадре, тем лучше. Ценятся фото из серии «Люди в деле».

Эти фотографии я называю постановочно-репортажными. То есть эти фото срежиссированные, конечно. Но нет такого, что люди сидят и позируют. Важна непосредственность.

Еще у разных фотобанков разные требования. Например, на «стоках», где фотографии дешево продаются, можно отправить фото с человеком в студии на белом фоне, который будет просто улыбаться в камеру, и там это возьмут.

А на премиальных стоках уже контент должен быть посерьезнее в плане подготовки. Должно быть интересное место, не студия.

Наша природа не очень интересует покупателей. Хотя первое фото, которое я продал на премиальном стоке, это была как раз наша амурская природа. И купили ее, как я сейчас помню, за 450 долларов.

Сейчас на стоках набирает популярность видео. Некоторые там вовсю уже видео размещают. Я пока только пробую это делать.

На стоках рынок тоже, конечно, перенасыщен. Но там это все как-то интереснее, другой уровень, что ли. Там покупатели в основном европейцы и американцы.

Держать свою студию – это невыгодно

В Благовещенске очень дорогая аренда фотостудии – 1-1,5 тысячи в час. Такие же цены в Москве. Те люди, кто сейчас держит студию, перебиваются как могут. Потому что летом в студию никто не ходит. А зимой, когда начинается сезон, к ним начнут приходить клиенты и говорить: «Ой, а можно пол поменять, например, или шторы, а то мы на таком фоне уже фотографировались». Содержать студию невыгодно, потому что люди всегда хотят разнообразия. Ты же оказываешь услуги, значит, должен подстроиться. Ты же хочешь, чтобы люди к тебе приходили, значит, придется что-то в интерьере менять периодически. И чтобы это не было одинаково, как у всех. Поэтому владельцы студий и выставляют такую высокую цену за аренду.

У меня маленькая студия, чтобы я мог снимать там еду и сидеть, обрабатывать фотографии.

Раньше у меня были две студии. Одна в гараже, я ее делал для себя, но стали приходить люди, и я стал сдавать ее в аренду. Потом я переехал в большую студию (около 40 «квадратов») и также сдавал в аренду.

Сначала она была чисто белая, потом стали просить поклеить такие обои, потом такие, и я решил закрыть ее совсем. Некоторые держат студии, потому что жалко бросить – ты в нее и душу вложил, и средств немало ушло. Я же расстался без сожаления.

О ценах

Если говорить о ценах, у нас и цены на услуги фотографов такие же, как в Москве. Там 5-6 тысяч за час берет топовый фотограф. У нас также. Я не знаю, почему, но раз такой ценник держится, значит, есть спрос.

Хорошее оборудование тоже стоит немалых денег. Например, фотоаппарат – минимум 200 тысяч рублей. К нему нужен хотя бы еще один объектив. Это еще плюс 20-30 тысяч. Кто не работает в студии, тому «свет» не нужен, но вспышка должна быть.

Не скажу, что работа у меня только в сезон. Нет. Сразу после Нового года фирмы обычно начинают обновлять свои каталоги, заказывают новые фото. Зимой часто заказывают съемки корпоративов. Они оцениваются в среднем 3-4 тысячи в час. Свадьбы идут подороже. Летом, понятно, период свадеб. Со временем я хочу плотнее работать с фотобанками, с агентствами. Нет такого, чтобы позвонили, а ты такой зеваешь, ничего не делаешь, нет никакой обработки, заказов. Всегда есть какая-то работа.