https://www.amur.info/confs/2015/09/9/5811

Матрёшка для китайского туриста

9 сентября 2015, 01:31

Благовещенский Дом ремёсел станет точкой роста для развития амурского въездного туризма. Туристическим фирмам предложат включить посещение выставок и мастер-классов в экскурсионный маршрут для китайских гостей. Об этом на первом дне рождения Дома ремёсел, 6 сентября, заявила начальник управления культуры администрации Благовещенска Виктория Хопатько. 

Благовещенский Дом ремёсел – уникальное явление для всего Дальнего Востока. Такого выставочно-образовательного центра нет ни в одном городе, – говорят создатели этого дома. Сегодня он объединяет более 300 мастеров не только из Благовещенска, но и других городов и районов Амурской области. Сегодня в Доме ремёсел действуют три творческих мастерских, но авторам хотелось бы больше. Они выезжают на Запад, привозят новые техники и совершенствуют своё мастерство. При этом готовы обучать этому других.

– Места маловато, конечно. Хотелось бы больше. Но хотя бы это у нас есть, и результаты впечатляющие. За год наши рукодельницы провели 180 обучающих занятий, 28 выставок и 15 обзорных экскурсий. Наши мероприятия посетили 4,5 тысячи человек, – рассказала Оксана Лазарева, заведующая отделом декоративно-прикладного искусства Городского дома культуры.

Свой первый день рождения Дом ремёсел открыл праздничным концертом, ярмаркой работ благовещенских умелиц и двумя выставками.

Дело мастера боится

Работы некоторых мастеров можно было увидеть в сквере Мира 6 сентября, на дне рождения Дома ремёсел. И у каждого столика можно было остаться надолго.

Открывала Аллею мастеров «гончарная мастерская» со всеми её атрибутами – гончарным кругом, колоритным «гончаром» в фартуке, которая на глазах у всех превращала вертящийся сосуд то в низкий пузатый горшочек, то в высокую узкую вазу. Все желающие тоже могли приложить руку к творению. Следы глины тут же снимали салфеткой.

– Правда, завораживает? На это можно смотреть часами. Глина – это что-то особенное, она как будто слушает человеческие руки, как будто впитывает их тепло, – смотря с любовью на податливую массу, пояснила для любопытных Елена Шипунова. – А гончарный круг, скажу по секрету, сделан из бывшей стиральной машины. Это постарались наши мужчины-умельцы.

За соседним столиком малышня вовсю расписывает матрёшек. Наталья Бабич раздаёт всем желающим деревянные основы и объясняет, как правильно наносить краску и что означают те или иные символы.

– А ничего сложного, – отмечает мастер росписи деревянных игрушек. – Если человек умеет писать, то сможет и расписать матрёшку. Ведь не великие художники занимались этим делом. В деревнях матрёшек расписывали дети. Люди, такие как мы. Ведь не боги горшки обжигают!

Те, кто познакомился с правилами «матрёшкоросписи», могли научиться основам бисероплетения. В честь дня рождения Дома ремёсел мастер Инна Приходько-Перцова предложила сплести общее дерево. Если разобраться, бисероплетение – довольно простая технология: знай, нанизывай бисеринки на проволочку. Но сколько терпения для этого нужно! На изготовление одного листочка у пожелавших принять участие в мастер-классе уходило до 5 минут. Усидеть за этим кропотливым занятием было дано далеко не всем. Но деревце понемногу росло. Всех новоявленных авторов тут же записывали на листочек.

Одна из самых интересных экспозиций оказалась у Марии Пинчук – мастера по изготовлению украшений из меди. На столике будто были выставлены экспонаты с археологических раскопок – браслеты, серьги и кулоны из красного металла. Всё очень красивое и полезное, заверила мастер.

– Медь – очень химически активный металл, об этом говорят чёрные полосы от ношения его на коже, – рассказала Мария Пинчук.  

К необычному виду творчества благовещенку подтолкнул… муж-электрик. Иногда он делал супруге витые медные закладки для книг. Металл показался Марии приятным на ощупь. Руки будто сами просили больше работать с ним. Поначалу делала простые поделки – заколки и закладки для книг. К ювелирной технике Марию привела подруга, которая попросила её изготовить основу для свадебного гребня. Так для мастера открылась новая страница в её творчестве. Появились серьги, кольца, браслеты, кулоны со вставками из полудрагоценных камней. Средняя стоимость этих занимательных вещиц – 200-400 рублей.   Автор рассказала, что медные украшения в основном покупает молодёжь за их натуральность и некую брутальность. Сюжеты Мария берёт из жизни и в Интернете. Мастер работает в технике холодной ковки – всё примотанное и пристуканное.

– Да женское это занятие! Женское! Физических затрат тут больших нет. Молоточком тюк-тюк и всё. Пайкой пока не пользуюсь, но планирую, – пояснила Мария Пинчук.

Есть среди мастеров и те, кто использует в народном творчестве самые современные технологии. Автор Марина Гельдер с помощью компьютерной программы может сделать самую сложную вышивку, за это на выставке «АмурЭкспоФорум» в 2009, 2011 и 2012 годах, а также на выставке в Хабаровске мастер получила медали и дипломы. Особая гордость Марины Гельдер – украшения, выполненные с помощью сутажа – им обшиваются полудрагоценные камни, которые охотно раскупают знающие в этом толк модницы.

Благовещенка Юлия Теличенко представила удивительной красоты вещицы, выполненные в технике скрапбукинга. Это были картины, шкатулочки и открытки с видами Благовещенска, подарочные коробочки и многое-многое другое. Казалось, что именно этой или той штуковины в моём доме очень не хватает. Да всех этих вещиц не хватает!

Марина Гельдер рассказала, что, как и многие мастера, пришла к скрапбукингу, когда была в декрете с первым ребёнком. Вот и второй малыш появился, а мастер не может оставить любимое дело. Несмотря на небольшой благовещенский рынок сбыта, автор находит своих покупателей.

– В основном я продаю работы через Интернет, размещаю фотографии на страничках в социальных сетях. На Амур.инфо размещаюсь в ветке «Рукодельницы». Там выставишь свою работу – и раз, к тебе обращаются. Начало работать и «сарафанное радио», – рассказала Юлия Теличенко. – Также провожу мастер-классы в Доме ремёсел – так тоже расходятся мои работы.

Мастер поделилась, что, если плотно заняться декоративно-прикладным творчеством, и в Благовещенске можно неплохо развиться. Можно и магазинчики специализированные открыть.

Можно ли «матрёшками» завлечь китайского туриста?

Дом ремёсел – настоящий оазис национальной культуры для китайского туриста. Заречные гости здесь бывают частенько – на мастер-классах по гончарному искусству, росписи матрёшек или на русской чайной церемонии. А случай с изготовлением брошей из георгиевских лент к 9 Мая впечатлил даже сотрудников культурного учреждения.

– Китайские студенты все, как один, сначала кропотливо делали этот «георгиевский колосок», а потом с такой солидарностью они надели его на куртки, что мы все просто были поражены, – воскликнула Оксана Лазарева, заведующая отделом декоративно-прикладного искусства Городского дома культуры. – Им интересно всё: наша национальная кухня, традиции и обычаи, им интересно что-то делать руками. И тот объём вопросов, которые задают китайские туристы, даёт нам право утверждать, что наша культура им очень интересна!

Этот интерес привёл к тому, что Дом ремёсел в ближайшее время планируют сделать одной из главных точек роста в развитии въездного туризма в Благовещенске.

– Сейчас идут переговоры с турфирмами о том, чтобы включить в состав ознакомительной экскурсии  посещение Дома ремёсел. Туристы смогут принять участие как в индивидуальном мастер-классе, так и в групповом, – отметила Виктория Хопатько, начальник управления культуры администрации Благовещенска.

– Вот только матрёшек они мало покупают. Да ещё так тщательно расспрашивают о правилах росписи, что поневоле думаешь, что они собираются их делать у себя, в Хэйхэ. Да и есть уже такие случаи. Но что здесь можно поделать? – вздохнула одна из мастериц.

Доспехи и берестяные кружева

Ко дню рождения Дома ремёсел были организованы сразу две персональные выставки под названием «Образы прошлого и настоящего». Народный мастер Татьяна Ананьева показала свои работы из бересты, а соискатель этого звания известный благовещенский ролевик Сергей Малков представил выкованные им доспехи и занятные изделия из кожи.

Для Сергея Малкова это первая выставка. Автор занялся ролевым движением в 1997 году, когда работал в Тындинском театре драмы.

– Я познакомился с ребятами, которые выезжали в лес и сражались на палках. Но даже фехтование на палках, если пропускаешь удар, оно достаточно болезненное. Поэтому пришла идея изготовить доспехи, – рассказал автор.

Не так было просто с Интернетом, материалов по изготовлению рыцарских доспехов в библиотеках также почти не было. Поначалу конструкцию Сергей многое додумывал сам. Когда переехал в Благовещенск, единомышленников стало больше, к этому времени появился и Интернет. Серьёзно ратным делом он начал заниматься с 2003 года. За всё время Сергей Малков сплёл 20 кольчуг, несколько шлемов, кирас, металлических рукавиц, поножей и наручей. Сам выковал несколько мечей. Посетителям выставки только и оставалось, что удивляться, насколько легко и ловко Сергей может управляться со всем этим «боевым костюмом».

– Доспех весит от 20 до 40 килограммов. Вес меча – 1,2–1,4 килограмма, – рассмеялся Сергей Малков. – На самом деле, когда кольчугу надеваешь, этот вес распределяется по телу. От того, насколько тело было защищено доспехом, зависела жизнь наших предков. И всё в нём было продумано. И если вам говорят, что рыцарь падал и не мог подняться, не верьте. Значит, он был серьёзно ранен.

– Когда я впервые надела шлем, я не поняла – как они в них ходили, как они в них воевали? Кольчугу тянули мы вдвоём. Кираса тоже неподъёмная. Я не могу представить, как они не только держали эти мечи, но и ещё ловко управлялись ими. Да, наши мужчины очень сильные. А если представить, что в этом иногда ещё и женщины ходили! Нет слов, – рассказала искусствовед Светлана Московченко, – Очень хорошо, что сегодня есть те люди, которые возрождают эти традиции, эту историю.

Сергей Малков отметил, что с недавнего времени, помимо техники, у него возникло желание вкладывать ещё и душу. То бишь, наверняка появятся работы, украшенные орнаментами или другими исторически оправданными элементами.

Светлана Московченко отметила, что работы и второго мастера – Татьяны Ананьевой – тоже являются связующей нитью с историей народа, с природой.

– Когда я смотрю, как она вырезает узоры на бересте, я просто застываю, – поделилась искусствовед. – Это ощущение тишины. Какая береста становится кружевная! Я понимаю, насколько наши предки были органичны с природой. Я хочу, чтобы и взрослые, и молодёжь понимали, откуда они.

В Доме ремёсел представлены самые разные работы Татьяны Ананьевой – плетёные корзинки, подвески в автомобиль, обереги, расписные сувенирные тарелочки, кулоны, заколки для волос из бересты и многое другое.

С берестой Татьяна Ананьева работает больше 15 лет. В 1999 году она окончила Хабаровский колледж искусств, отделение «Художественная обработка дерева». В 2005 году окончила художественно-графический факультет Хабаровского педагогическиого университета. С 2005 года Татьяна Ананьева является преподавателем художественной обработки дерева на специальности «ДПИ и народные промыслы» Амурского педагогического колледжа. Является членом молодёжного отделения при Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» Амурской области с 2011 года.

За высокую художественную ценность своих работ Татьяна Ананьева была награждена  медалью «Мастер декоративно-прикладного искусства 2011 г.», также она является дипломантом международных, всероссийских конкурсов декоративно-прикладного искусства: «Санкт-Петербургская неделя искусств», «Мастерская» (г. Благовещенск) и «Русь мастеровая» (г. Москва).

Автор создает декоративные панно в технике берестяной мозаики, настенные тарелки и точёные шкатулки, декорированные прорезной берестой, сувенирные берестяные куклы, туеса, плетёные солонки. Работает над созданием резных скульптур малых форм. Работы  Татьяны Ананьевой хранятся в частных коллекциях Благовещенска, Хабаровска, Москвы, Белгорода, Волгограда, а также в Италии, Англии, Японии, Китае. Центральная часть триптиха «Мировое дерево» хранится в собрании Всероссийского дома народного творчества  Москвы.

Все выставки, презентованные на первом дне рождения Дома ремёсел, будут открыты до 19 сентября.