7декабря
Предыдущий материал Следующий материал
30 января 2012, 17:00 1

Епископ Благовещенский и Тындинский Лукиан
управляющий Благовещенской епархией

Епископ Благовещенский и Тындинский Лукиан

Начало служения в Приамурье

Епископ Лукиан ( Куценко) был назначен управляющим Благовещенской епархии 5 октября 2011 года по решению Священного синода Русской православной церкви.

Ранее он служил настоятелем Свято-Троицкого Александра Свирского монастыря Санкт-Петербургской и Ладожской епархии.

1 ноября прошлого года епископ прилетел в Благовещенск, а 4 ноября провёл свою первую службу в Амурской области. В одном из первых интервью амурским журналистам владыка Лукиан сообщил, что намерен не менять, а возрождать традиции. Одной из главных задач для себя он поставил строительство в области новых храмов.

Епископ Лукиан готов пообщаться с читателями Амур.инфо. 30 января на сайте пройдёт онлайн-конференция с его участием. Вопросы принимаются до 17:00 того же дня. Если автор вопроса оставит адрес своей электронной почты, то ответ автоматически поступит на этот E-mail.

Поступившие вопросы:

1. Как Вы относитесь к тому, что родители ведут креститься маленьких детей, не имеющих собственного мировоззрения? Не считаете ли Вы правильным запрет на крещение до совершеннолетия? (Александр)

Уважаемый Александр, древняя практика и традиция Православной Церкви - крестить детей по вере их родителей и восприемников (крестных). Ведь обязанностью родителей является не только рождение детей, но и их дальнейшее воспитание. Так и в случае с принятием таинства Крещения, когда родные и крестные родители несут ответственность за духовно-нравственное воспитание своих крещенных детей до того зрелого возраста, когда они смогут сами разобраться в вопросах добра и зла.

2. Вы решили подарить памятник областной больнице. Общество понимает, в какую цену обошлась Вам статуя. Не так давно жизнь занесла в морг областной больницы. Картина маслом: обшарпанные стены, на входе стоит каталка с трупом человека, все убого, страшно. До посещения морга в 1-й городской больнице обнаружилось, что для транспортировки тяжелобольных имеется одна каталка, которую нужно придерживать, т. к. она падает на левый бок и может сложиться вместе с человеком. Очень хочется спросить Вас, чем же статуя великомученика поможет справиться с вышеописанным? Намолит новую каталку в приемный покой? Сделает ремонт в морге, хотя бы косметический, для того чтобы умершие не ждали своего последнего пути в сарае и близкие не расстраивались еще больше от увиденного? Может быть вы в следующий раз задумаетесь о целесообразности подарка для больниц? Безусловно мы все должны помнить об ушедших, но не стоит ли сначала позаботиться о живых, когда положение дел в здравоохранении РФ столь бедственно? (Анна)

Дорогая Анна, монументальный образ святого великомученика Пантелеимона – это работа мастерских Александро-Свирского монастыря, где я был когда-то наместником. Наши мастера изготавливали такие монументы для установки их под открытым небом, чтобы памятники радовали глаз и обращали сердца к Богу. К тому же, этот образ святого являет собой подарок, в который вложены труды и средства, поэтому он, конечно, имеет цену. Но это то возможное, что прилично подарить амурским медикам со стороны церковнослужителя и епископа. Ведь наше дело назидать не ко временному, а к вечному. Поэтому вопрос, Анна, не совсем по адресу, поскольку за материальное обеспечение больниц отвечает скорее Минздрав, чем Церковь.

Считаю, что этот святой образ, отлитый в бронзе, в сквере перед больницей будет вдохновлять наших врачей, напоминая им о священном профессиональном долге. Ведь нет ничего целесообразнее, чем напоминание о святой ответственности людей, в руках которых порой находятся человеческие жизни. Ведь именно об этом сможет напомнить бессребреник и врач святой Пантелеимон.

Мне кажется, что сегодня бедственное положение, и не только в медицине, зависит не столько от отсутствия материальных ресурсов, сколько от бездуховности и бескультурия отдельно взятых людей той или иной профессии. И если мы сейчас не начнем устанавливать нравственные ориентиры, основанные на высоких подвигах духа и самоотдачи, которые показал святой врач великомученик Пантелеимон, то грош нам цена.

3. Доброго Вам здравия и всяческой помощи в делах Ваших! Скажите, владыка, почему православные нарушили договорённости с католиками и не вернули тем их храм, несмотря на достигнутые договорённости и деятельное участие католиков в деле строительство православного храма? Разве же так можно? Право слово, немало неловко нам перед католиками, за такие поступки нашей церкови. Неловко и стыдно. Как же так? (Андрей)

Уважаемый Андрей, в настоящее время, в связи достигнутыми ранее договоренностями, рассматривается вопрос о возвращении здания исторического костела католикам, чтобы перед Богом и перед народом православные христиане выглядели верующими и порядочными людьми.

К тому же, нужно разделять понятия Церкви и отдельных лиц, участвующих в этом проблемном деле. За вопрос возвращения были ответственны, в первую очередь, правящий архиерей и те люди, которые достигли определенных договоренностей с католиками около 15-ти лет назад. С Божией помощью надеюсь завершить то, что не удалось моему предшественнику.

4. Доброго здоровья, Владыко! У меня такой вопрос. В Ирландии с начала 2010 года введен закон, запрещающий богохульства и любой негатив в сторону верующих и их святынь. За нарушение этого закона грозит серьезный штраф. Как вы думаете, нужен ли нам такой закон? (Игорь Путилов)

Дорогой Игорь, в Священном Писании сказано, что закон не делает людей честными и порядочными. Наша главная задача – воспитывать человека культурного и грамотного, тогда мы уйдем от проблем глумления, кощунства и вандализма над святынями.

5. Здравствуйте! На кладбище на 17 км есть часовня. Стоит уже несколько лет закрытая. Есть ли в планах открыть ее в теплое время года? (Любовь)

Уважаемая Любовь, в летний период часовня в честь Вознесения Господня на кладбище, что на 17 километре Новотроицкого шоссе – будет открыта ежедневно.

6. Епископ Лукиан, как Вы считаете, почему люди считают себя верующими и ходят в храм и одновременно с этим живут противоположной христианским заповедям жизнью? (Сергей)

Уважаемый Сергей, Если человек ходит в храм, то это совсем не означает, что он стал абсолютно безгрешен. Нет ничего удивительного в том, что грешный человек крестит грудь и просит прощения у Бога. Ведь мы все несовершенны. И отрадно, что человек начинает осознавать степень своей поврежденности и его это побуждает переступить порог храма. Вот как раз для таких грешных людей и существуют храмы, чтобы люди, приступая к церковным таинствам, постепенно исправлялись.

7. Планируется ли создание детских или молодежных христианских лагерей в летний период для общения, обучения подрастающих граждан основам православия и традициям русского народа? (Александр)

Дорогой Александр, такие проекты уже в стадии разработки, и мы действительно планируем провести летом подобные мероприятия для молодежи.

8. Можно ли кормить в церкви ребёнка грудью? Так как богослужения иногда длительные, малыши часто не выдерживают. В церквях на западе даже существуют специальные богослужения для беременных и кормящих женщин. Предусмотрены специальные условия. Не будет ли это считаться грехом, ведь в церкви ходят и служат монахи? (кристина)

Милая Кристина, возле каждого храма есть сторожки и приходские дома, где можно попроситься покормить ребенка грудью. А что касается монахов, то каждый из них был вскормлен грудью матери и подобное зрелище вряд ли вызовет у них нездоровые ассоциации.

Более того, в Православной Церкви особо почитается чудный образ Божией Матери «Млекопитательница», которая вскармливает грудью Младенца Христа. Эта икона чтится 25 января и перед ней молятся, как миряне, так и монахи.

9. Здравствуйте, знакомо ли вам творчество Владимира Алексеевича Истархова, как бы вы его могли прокомментировать? Заранее благодарю за ответ. (Алекс)

Нет. С творчеством Владимира Алексеевича Истархова я не знаком, поэтому сказать на этот счет ничего не могу.

10. Зачем Вы, только приехав и неразобравшись, решили отдать наш любимый храм католикам? А знаете ли Вы, что католики в своё время подарили его православным? (Ирина)

Мне пришлось познакомиться со многими историческими документами, касающимися проблемы польского костела города Благовещенска, поэтому выражая свое мнение и принимая решение, руководствуюсь совестью, правилами Православной Церкви и желанием остановить ту несуразицу, которая вносит сумятицу и соблазны.

Как епископ я слишком ответственен за период моего служения в нашей области перед Богом, людьми и историей, поэтому не боюсь принимать резких и взвешенных решений ради будущего развития Православной Церкви в Амурской области.

Очень сожалею, что любовь некоторых сужается до католического костела, который временно занимают православные христиане. И почему-то мало кто задумывается о том, что наша задача не стеречь стены исторически католического храма, а строить собственные православные церкви и монастыри для того, чтобы служить Матери Церкви и Святому Православию.

Любовь, основанная на чувствах, эмоциях и привычке подпадает под определение русской народной пословицы: «Дай сердцу волю – заведет в неволю». Ведь Любовь измеряется не только временем пользования, но прежде всего – жертвой.

Уважаемая Ирина, если Вы найдете исторические документы, что католическая община во главе со ксендзом подарили православным христианам этот храм – буду очень благодарен. Но на данный момент я располагаю лишь документальными сведениями о том, что богоборческие власти отобрали у католиков этот костел, поскольку в послереволюционное время доставалось не только православным, но и христианам других конфессий.

11. Здравствуйте, Владыка. Как Вам идея построить храм Святой мученицы Татианы при Амурском государственном университете, по примеру храма при МГУ им. М. В. Ломоносова? (Алексей)

Уважаемый Алексей, в ближайшее время нашей епархии будет подарена частица мощей святой мученицы Татианы. По поводу устройства храма при университете, желание, конечно, есть, а о возможностях по осуществлению этой идеи нужно еще общаться c руководством университета. Тем более, что прошло только 3 месяца, как я приступил к делам Благовещенской епархии, поэтому необходимо время для того, чтобы увидеть всю ситуацию и оценить все происходящее.

12. Здравствуйте, уважаемый владыка. В августе 1923 года в нашем городе Благовещенске был арестован архиепископ Приамурский и Благовещенский - Евгений (Зернов). В 1924 году был сослан в Соловецкий лагерь и, после неоднократных ссылок, в 1937 году расстрелян. На Архиерейском соборе 2000 года Преосвященный Евгений был канонизирован как мученик и исповедник Русской Православной Церкви. В нашем городе до сих пор не сложилось почитания святого новомученика Евгения. Практически никто не знает о его подвиге. Что можно сделать для укрепления памяти о нем? (Ольга)

Дорогая Ольга, мы почитаем священномученика Евгения, митрополита Горьковского и поминаем его за богослужениями. Стоит отметить, что после Соловецкого лагеря святой Евгений в 1933 году возглавил Вятскую епархию, а спустя год – стал митрополитом Горьковским (бывшей Нижегородской кафедры). Именно оттуда он и был в последний раз арестован, а после – расстрелян, поэтому особо почитается Нижегородской епархией. Но, тем не менее, я лично, очень почитаю Новомучеников и исповедников Российских, в числе которых священномученик Евгений и был причислен к лику святых в 2000-м году, поэтому память о нем не изгладится из наших сердец. Хотя сейчас трудно сказать навскидку, что мы конкретно предпримем для укрепления памяти об этом святом.

13. У меня такой вопрос к Вам как к управляющему епархии РПЦ. Как известно, в Благовещенске сохранилось здание бывшей Благовещенской духовной семинарии (по ул. Политехнической), которое в ведении ДальГАУ (?), в нем вроде бы был учебный корпус. Правда, давно не был в этом месте города, не знаю в каком оно состоянии. Это здание очень историческое, было построено в 1885 году, когда по решению Синода РПЦ в Благовещенске еще раньше открыли Духовную семинарию ( 1871-1920) для подготовки священников и дьяконов (для всего Дальнего Востока!). Не считаете ли Вы возможным ВЕРНУТЬ это истинно Православное здание (!!!) снова РПЦ, что бы затем разместить здесь, хотя бы филиал Духовной семинарии (духовное училище или курсы), если не возродить саму Благовещенскую духовную семинарию, а также разместить здесь Воскресную православную школу для детей и взрослых, Духовный центр РПЦ с Большой Православной библиотекой и читальным залом и т.д., и т.п.? (А может быть даже создать нечто вроде Музея истории Православия в Приамурье - давно пора РПЦ и музейную форму задействовать!). Одновременно,считаете ли Вы необходимым, что бы в городе с Православным именем Благовещенск было, КАК ПРЕЖДЕ , какое-либо духовное учебное заведение РПЦ ? Теперь ведь реально, только Амурская область осталась в Дальневосточном федеральном округе без своего духовного учебного заведения, оно есть сейчас в Хабаровском и Приморском краях, в Якутии и даже на Камчатке и Сахалине... (Е.Петров)

Конечно, я с печалью отмечаю, что у нас до сих пор отсутствуют духовные школы, училища, семинарии, хотя у наших соседей по региону подобные заведения есть. В связи с этим, как правящий архиерей я одной из главных задач ставлю проблему духовного образования в области. Поэтому мы будем постепенно поднимать вопрос о возвращении зданий, которые исторически были связаны с церковным образованием. Эти проблемы будут решаться с особой осторожностью для того, чтобы никого не обидеть. Но это все вопрос времени. А вот первоочередной задачей будет открытие в этом году богословских курсов для духовенства и мирян. И для этого нам, конечно, очень потребуются хоть какие-то помещения, которых у нас нет. В настоящее время мы пытаемся решить эту задачу.

14. В конце 2013 года Благовещенская епархия будет отмечать 20-летие своего ВОССТАНОВЛЕНИЯ как самостоятельной епархии (от 28 декабря 1993 года). А будет ли одновременно (в конце 2013 - начале 2014 года) отмечаться и 155-летие епархии, с учетом, что епархия (ее центр) была в Благовещенске с 1858 года, хотя и именовалась некоторое время, до 1899 года, иначе? К этим двум своим знаменательным юбилеям - 20-летию и 155-летию епархия как-то уже готовится? В частности, будут ли осуществлены к концу 2013 года какие-либо новые проекты, например, изданы печатные издания ( книги) ? Стоит сказать, что в 2013 году будет по совпадению отмечаться еще и 1 025-летие Крещения Руси (от 988 г.)! ( Кстати, с 2010 года эта дата официально установлена в России на государственном уровне, отмечается 28 июля). (Александр Рожков)

Уважаемый Александр, такие особые проекты, приуроченные к этим датам, конечно, будут. Сейчас об этом, наверное, пока еще рано говорить, поскольку для подготовки к празднованию данных юбилеев времени вполне предостаточно. Но мы будем очень признательны за конкретные предложения.

15. Ваше Преосвященство! Известно, что в ряде епархий РПЦ учреждены свои епархиальные награды – медали! Есть, например, такая медаль во Владивостокской и Приморской епархии: «За церковные заслуги перед Владивостокской и Приморской епархией» 3 степеней. Есть ли намерение учредить аналогичную медаль и в нашей епархии? И еще. Известно, что Русская Православная Церковь имеет свою наградную систему, в ней, если не ошибаюсь, 15 орденов, 8 медалей и несколько Патриарших Знаков ( есть также еще и несколько церковно-общественных наград – орденов и медалей). Скажите в этой связи, сколько ВСЕГО жителей Амурской области (священнослужителей и мирян) были награждены орденами, медалями и Патриаршими Знаками РПЦ? И какими конкретно? В епархии ведется подобный Реестр-список награжденных ? Как Вы относитесь к награждению орденами и медалями РПЦ мирян? (Виктор Сергеевич)

Дорогой Виктор Сергеевич, на данный момент в художественных мастерских разрабатывается эскиз епархиальной медали с изображением Албазинской иконы Божией Матери I, II и III степени. Последующим этапом станет утверждение этого эскиза Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. И только после этого медаль будет изготовлена.

В истории Благовещенской епархии, конечно, были награждения юбилейными наградами, медалями Русской Православной Церкви и патриаршими грамотами. И я положительно отношусь к этому делу, поскольку люди доброй воли, помогающие Церкви достойны, чтобы их отметили. Надеюсь, что в скором будущем у епархии появится своя официальная медаль, которая найдет своих героев.

16. У меня, Владыко, такой к Вам вопрос. Губернатор в прошлом году принял решение о сооружении в городе Свободном общеобластного Памятника жертвам политических репрессий. В этом году, возможно, он уже и будет установлен, по крайней мере, конкурс на проект памятника уже объявлен. Наверно, 2012-й год для установления этого общеобластного Памятника выбран не случайно, ведь это год 95-летия Октябрьской революции (1917 г.), это год 80-летия БАМЛага (1932 г.), это год 75-летия начала массовых репрессий в стране (1937 г.) а еще и недавно объявленный Президентом Год российской истории! В этой связи вопрос, в епархии ведется какая-то работа по сбору сведений о репрессированных в Амурской области священнослужителях и церковнослужителях, а также о священниках и церковнослужителях со всего Советского Союза, кто находился в многочисленных лагерях ГУЛага в Амурской области, здесь погиб ( умер или был расстрелян) , а потом даже некоторые из них были признаны новомученниками ? Эти собранные и обобщенные сведения по Амурской области и епархии будут Вами опубликованы, будет издана какая-то книга памяти об этих репрессированных в 1920-50-х годах священнослужителях и церковнослужителях? (Николай ( г.Благовещенск))

Уважаемый Николай, в настоящее время этот вопрос в епархии серьезно не прорабатывался. Есть лишь разрозненная информация о нескольких священнослужителях, расстрелянных в те богоборческие годы. Когда мы наладим стабильную работу служб Благовещенского епархиального управления, этим вопросом займется Епархиальный отдел по канонизации святых. Мы будем благодарны за любую помощь в деле сбора информации о людях, пострадавших за веру в нашей области.

17. Объясните пожайлуста действия церкви по захвату зданий, принадлежащих детям. Это при том, что катастрофически не хватает зданий под те же детские сады. Сначала был детский кинотеатр "Амур", который превратился в руины после перехода его к церкви, сейчас здание техникума. На этом церковь не останавливается - судя по вопросам у верующих планы на помещения и здания АМГУ, ДальГАУ... кто следующий? Почему именно у детей? Если ответ будет связан с возвращением церкви принадлежащих ей зданий, то ответте - будет ли следующий шаг церкви по возращению ей бывших церковных земель, денег, драгоценностей? И будет ли сама церковь возвращать коренным народам их ценности? (Андрей)

Уважаемый Андрей, все дело в том, что Церковь – это и есть люди – взрослые и дети, а не только попы. И все, что Церковь делает, это делается, прежде всего, для людей. И если она обладает каким-то достоянием, то все это служит обществу.

К тому же, насколько мне известно, бывший кинотеатр «Амур» был закрыт по причине нерентабельности. После этого, там попытались организовать зоопарк, экологический центр, но все эти начинания были свернуты. И только после этого, территорию со зданием с выбитыми окнами и дверьми, загаженными помещениями передали под строительство храма.

И слава Богу, что прошло то время революционных свершений, когда безумно отнимали, грабили, уничтожали, а сегодня пришло время взвешенных созидательных решений и согласованных действий.

18. Специально пишу под ником. У меня не вопрос, а скорее приветствие. Ваше Преосвященство, лично мне радостно видеть преобразования, которые переживает сейчас православная церковь в Приамурье с Вашим приездом. Наконец-то она повернулась лицом к народу и не грозит каждому посохом и грозными бровями. Спасибо Вам, удачи Вам и - так держать! (КоллегионеR)

Очень благодарен Вам за понимание и поддержку. Ведь на кафедре я всего лишь 3 месяца – и моя задача не спешить много обещать и красиво говорить, а все серьезно взвешивать и продумывать, и не спеша действовать, не ломая дров. И буду очень признателен всем, кто искренне меня поддержит и кому небезразлична судьба Благовещенской епархии, которой нужно быть на высоте. И хочется, чтобы это произошло, как можно быстрее. Это новые храмы, духовные учебные заведения, воскресные школы, молодежные общества. В общем, все то, что достойно города с православным названием Благой Вести.

Также спасибо всем тем, кто не просто задает вопросы, а сердечно переживает за духовно-культурное возрождение нашего края.

19. Здравствуйте, владыка. Хочется обратить Ваше внимание вот на что. В городе Благовещенске, а также практически во всех городах, райцентрах, поселках Амурской области в крайне ужасном состоянии находятся подавляющее большинство КЛАДБИЩ! Раньше, еще в царские времена, РПЦ уделяла большое внимание должному содержанию и состоянию кладбищ, на многих крупных из них были даже установлены свои церкви и часовни. Кладбища были чистыми и ухоженными, на каждом из них был свой штат работников (сторожей, смотрителей и т.д.) Не считаете ли Вы возможным уделять этой острой проблеме необходимое внимание, а главное обращаться от имени Епархии к региональной и муниципальным властям с ТРЕБОВАНИЕМ достойно содержать кладбища! Ведь сегодня власти всех уровней практически забросили это дело – совершенно не финансируют его, как должно и нужно, не исполняют соответствующие законы по содержанию кладбищ и мест захоронений. В нашем Благовещенске, например, даже нет муниципальной службы, которая бы занималась сохранением и содержанием многочисленных кладбищ и мест захоронений – все спихнули, перепоручили фирме Ритуальных услуг, для которой кладбища не главное, а десятое дело... Многолетние разговоры о создании в Благовещенске, да и в других городах и районах, специализированной муниципальной службы (предприятия, участка) по уходу и содержанию кладбищ так и остались разговорами. Между тем в Благовещенске в ужасном и запущенном состоянии находится сразу несколько кладбищ! Да и в области нигде реально ничего не создано и кладбища приобретают все более и более запущенный и ужасный вид, а многие и уничтожаются или уже уничтожены! А сколько утеряно могил, в том числе знаменитых, известных людей! Это очень стыдно, особенно для верующих людей. Не должно быть такого, НЕ ДОЛЖНО!!! (Вера Сергеевна)

Уважаемая Вера Сергеевна, в царские времена Русская Православная Церковь выполняла множество функций, которые сейчас выполняют различные государственные службы. Очень горько осознавать, что сегодня памяти усопших уделяется так мало внимания. Более того, память предается поруганию. Мне известно, что в советские времена в Благовещенске вместе с церковью было уничтожено старинное Вознесенское кладбище, занимавшее по территории целый квартал. Сейчас на этом месте возвышаются общежития и гаражи.

К тому же, насколько я знаю, «Ритуальные услуги» являются муниципальным предприятием, которое обслуживает существующие городские кладбища. У Церкви же в настоящее время нет ни средств, ни возможностей, чтобы заниматься таким огромным хозяйством. Все, что мы можем – это организовать строительство часовен и церквей на городских погостах для того, чтобы дать возможность амурчанам помянуть своих близких.

Что касается обращений к региональным и муниципальным властям о существующих проблемах, то инициатива должна идти не от епархии, а от самих амурчан, голос которых мы сможем поддержать.

20. Здравствуйте! Меня интересует такой вопрос: почему Епархия РПЦ, находящаяся на территории АМУРСКОЙ области не называется Амурской, а ее управляющий – епископом Амурским и Благовещенским? Ведь это же более логично, понятно, а главное конкретно привязано к одноименной области! (Раньше-то она называлась Приамурская и Благовещенская епархия). Название Благовещенская и Тындинская мало логично. Во-первых, город Тында, носящий тунгусо-маньчжурское имя и более ассоциирующийся с Комсомолом, всего лишь ныне 4 или 5-й город области… Уж лучше бы назвали тогда епархию ( и епископа) Благовещенским и Зейским ( Зея и город старинный и река Зея – крупнейший приток Амура). Еще более странно, что недавно учредили… АМУРСКУЮ епархию в Хабаровском крае с кафедральным центром в Комсомольске-на-Амуре ( с наименованием епископа Амурским и Чегдомынским)! Ладно бы назвали епархию Нижне-Амурской ( была раньше такая область даже). Одним словом, какая-то полная путаница в этих названиях для мирян и простых граждан, с малым и не точным учетом географии регионов! Почему в РПЦ, почти повсюду в России, ведется такое странное наименование епархий? (Алексей, студент)

Дорогой Алексей, вообще-то, епархия именуется Благовещенской. «Благовещенским и Тындинским» является наименование правящего архиерея, в статусе которого согласно 400-летней традиции Русской Православной Церкви указывается два кафедральных города. Думаю, что не совсем целесообразно сегодня разбираться в вопросе епископского наименования, которое было утверждено Священным Синодом почти 10 лет назад.

Так же считаю, очень логичным наименование Амурской епархии в Хабаровском крае с центром в Комсомольске-на-Амуре. Поскольку «Комсомольская епархия» звучала бы слишком комично. К тому же, не забывайте, что Приамурье – это другими словами, территории Дальнего Востока при реке Амур, которая протекает не только рядом с нашей областью.

21. Не знаю, как обратиться к Вам правильно. А вопрос у меня касается, так сказать, статистики Епархии. Сколько сейчас на территории епархии церквей (храмов) и часовен? Какие из них можно называть Собором? Сколько в области монастырей? Какие Церкви входят в пятерку лучших церквей Амурской области? Сколько священнослужителей и церковнослужителей? Сколько монахов и монашек? Какие священнослужители и церковнослужители по составу, рангу, должностям? Какое духовное или светское образование имеют священники? Сколько сейчас строится церквей и часовен? Сколько запланировано к строительству на ближайшее будущее (1 – 3 года) или на перспективу? Сколько из них новых, а сколько восстанавливаются на месте когда-то разрушенных? Будут ли открываться новые монастыри? Сколько церковных зданий в Благовещенске и области ныне еще сохранились и сколько из них не переданы РПЦ и будут ли передаваться (на какие поданы прошения?)? Делиться ли Епархия на округа и сколько их, какие районы они объединяют, кто руководит церковными округами? Сколько было в Амурской области РАНЬШЕ, в царские времена, церквей и часовен – их перечень по всей области известен полностью или сведения еще не окончательные и не полные? Как выглядит Епархия по сравнению с другими епархиями Дальнего Востока по числу церквей и часовен? (Сколько, кстати, всего сейчас епархий на Дальнем Востоке, в ДВФО ). На каком она месте по этому показателю? Буду признателен, если вы мои вопросы дополните еще какой-либо подобной информацией. (Сергей Данилович)

Уважаемый Сергей Данилович, ваш вопрос слишком обширен, а впереди еще столько вопросов, поэтому, чтобы не обидеть остальных - постараюсь ответить вкратце. В Благовещенской епархии на данный момент 60 с лишним приходов, половина из которых ютится в приспособленных зданиях. Но, тем не менее, в каждом районной центре есть полноценный православный храм. Статус собора имеют храмы в кафедральных городах епархии – в Благовещенске и Тынде. Кроме этого, в епархии 3 монастыря – 1 мужской (Гавриило-Архангельский в г. Благовещенск) и 2 женских (Покровский в г. Тынде и Албазинский в г. Зее).

В Амурской области молятся около 40 священников, из которых половина монашествующих, а также 8 диаконов. Благовещенская епархия в настоящее время состоит из 7 округов.

22. Уважаемый владыка. В прошлом году мы были в областном музее, но, к сожалению, не увидели там подробной экспозиции по истории православия в области от 17 века и до наших дней, так, лишь некоторые разрозненные сведения, но совершенно никакой ПОЛНОЙ картины, портретов епископов, фотографий храмов, жизни епархии и многого-многого другого... А ведь это так интересно и познавательно! Вы были в областном музее, Вас удовлетворяет, как отражена в нем история православия в Амурской области и история епархии? В музее есть сотрудник, который курирует тему православия? У Вас состоялся по этому поводу разговор с директором областного музея? (Светлана)

Дорогая Светлана, я, действительно, побывал в Амурском краеведческом музее имени Новикова-Даурского и посмотрел экспозицию, касающуюся истории Православия. И нельзя винить коллектив музея, который является одним из ведущих по количеству редких экспонатов, за то, что история развития Православия на Амурской земле представлена, не так обширно, как хотелось бы. Нужно учитывать, что волна богоборчества прокатилась по нашему краю с особой силой, и многое было уничтожено вместе с многочисленными храмами.

Разговора с директором музея Еленой Ивановной Пастуховой еще не было, но я думаю, что это вопрос времени и мы обязательно познакомимся. Что касается сотрудника, курирующего церковную тематику, то, насколько мне известно, этим занималась в музее Ирина Анатольевна Ермацанс, которая сейчас работает в другой структуре.

23. В декабре прошлого года я задавала вопрос на онлайн-конференции новому начальнику управления культуры города Благовещенска Виктории Хопатько о том: « ПОЧЕМУ день 7 апреля - Благовещение, более значимо не отмечается в Благовещенске, ведь наш город и назван в честь этого православного праздника - Благовещения! Может быть, с новым главой Епархии епископом Лукианом, можно как-то интереснее сделать этот ИМЕННОЙ День нашего города» ! Виктория Андреевна Хопатько тогда сказала, что «По поводу ИМЕННОГО Дня нашего города необходимо все продумать». А как Вы считаете, должен ли город Благовещенск более значимо отмечать праздник Благовещения ? (Анна Витальевна)

Уважаемая Анна Витальевна, мне трудно не согласиться с вами, что город Благовещенск и его жители достойны того, чтобы праздник Благовещения Божией Матери, в честь которого назван областной центр – был включен в календарь общегородских празднований.

24. Здравствуйте. Скажите, не могли бы Вы прояснить один вопрос. Когда во времена СССР при власти коммунистов все-таки была закрыта, прекратила деятельность, де-факто и де-юре Благовещенская епархия - в 1923 или в 1936 году? К сожалению, в разных источниках есть разночтения, дается разная информация, встречаются даже и другие даты. (Олег)

Здравствуйте, Олег. Имеются архивные данные о том, что последним архиереем Благовещенской епархии был священномученик Герман (Кокель), который возглавлял епархию до 1935 года.

25. Ваше Преосвященство! Постройте, пожалуйста, в Белогорске храм. Он очень нужен! (Олег)

Дорогой Олег, я прекрасно понимаю, что Белогорск является вторым по численности городом Амурской области с его 75-тысячью жителями, и что 2 уже существующих в городе храма, не могут удовлетворить потребностей православных верующих. Для этого вам необходимо собрать инициативную группу и обратится с такой просьбой в епархию.

26. При прошлом епископе в храме было запрещено фотографировать. Более того, охранники запрещали фотографировать даже на территории храма. По их словам это было распоряжение Гавриила. Будете ли вы продолжать политику запрета на фотоснимки и тем самым настраивать людей с фотоаппаратами против христианства или наконец-то разрешите делать фото интерьеров храма и его территории? (Фотограф)

Насколько я обладаю информацией, запрет на фотографию был вызван беспринципным поведением отдельных фотографов, которые, зачастую преследуя коммерческие интересы, вели себя в храме и на церковной территории, мягко говоря, неподобающе. К тому же, авторам всевозможных коммерческих проектов не стоит забывать, что виды Благовещенского кафедрального собора запатентованы и являются собственностью Благовещенской епархии. Тем не менее, никто не запрещает благовещенцам и гостям города фотографироваться на фоне собора для своих личных фотоальбомов.

27. Прежде всего хочу сказать огромное спасибо Вам, Владыко, за все преобразования, которые сейчас происходят у нас. Очень это радует. Особенно это ощутилось в Рождество! А вопрос у меня следующий. Мой муж хочет принять крещение, нужна ли перед этим исповедь? (Наталья)

Благодарю Вас, Наталья, за теплые слова. Что касается таинства Крещения, то исповедь перед этим не нужна. Более того, исповедоваться может только крещеный человек.

28. Ваше Преосвященство! Вы сказали, что передадите храм на Горького католикам, когда это произойдет? (Николай)

Уважаемый Николай, пока рано говорить о сроках передачи, поскольку епархия пока не нашла места, куда можно было бы переехать монастырю.

29. Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, как поступить в православное духовное учебное заведение. Я учусь в старшем классе и хотел бы стать в будущем священником. Моя мать не против этого, я крещенный был в раннем детстве. Что нужно для поступления, желательно недалеко от Благовещенска, в учебное заведение, например, в Хабаровске или Владивостоке ( там есть такие?). Какой иметь возраст, какие экзамены необходимо сдавать при поступлении, учитывается ли ЕГЭ, обязательно ли требуется отслужить в Армии, как мне сказали? (Школьник из Белогорска)

В ближайшее время в моих планах организация в Благовещенске богословских курсов для духовенства и мирян, из которых, возможно, в будущем вырастет духовное учебное заведение. Ближайшая семинария находится в Хабаровске, условия поступления в которую можно узнать, если вы умелый пользователь интернета, на официальном сайте епархии.

30. Добрый вечер. Скажите, пожалуйста, где, в каких местах и городах, хранятся АРХИВЫ епархии, в частности, церковные книги разных храмов и часовень Амурской области за 19 - 20 века? Насколько они полно сохранены по годам и церквям? В епархии составлен указатель, где какие архивы епархии хранятся? С этим указателем у вас можно ознакомиться? (Гулевич А.)

К сожалению, церковные архивы теперь не являются собственностью Русской Православной Церкви. В послереволюционные годы по разным причинам архивы Благовещенский епархии были вывезены в другие города Дальнего Востока. Какую-то информацию можно найти в областном и городском государственных архивах.

31. Здравствуйте, уважаемый владыка. Скажите почему утренние службы, в храмах, стали проводиться на час раньше. И возможно ли возвращение к прежнему расписанию служб. (Анна)

Здравствуйте, уважаемая Анна! Не знаю, откуда у вас информация о том, что утренние службы начинаются на час раньше, но она не совсем соответствует действительности. Дело в том, что, по просьбе прихожан, на час раньше стали начинаться вечерние службы. Более того, воскресные и праздничные богослужения в кафедральном соборе г. Благовещенска стали начинаться на час позже, в связи с тем, что в зимнее время некоторые мамочки не успевают собрать своих маленьких детей, и опаздывают на причастие.

32. Ваше Преосвященство! Надеюсь, Вам известно, что в 19-20 веках в Благовещенске многие годы издавалась епархиальная газета: "Благовещенские епархиальные ведомости" ( 31 мая 1899 г. - 1918 г. ), выходившие и ранее 1899 года в Благовещенске под названием "Камчатские епархиальные ведомости" (1894-1899). Нельзя ли выставить все номера этой газеты на сайте епархии, а также и выпустить факсимильное издание этой газеты, всех ее сохранившихся по архивам и библиотекам номеров? И еще. Будет ли через два года, в 2014-м, отмечаться 120-летие дальневосточной (и амурской) церковной печати (от 1894 года, от первой газеты) ? Будет ли регулярно и качественно издаваться и современная газета епархии? (Виктор)

Дорогой Виктор, то, о чем вы говорите – является тяжелым скрупулезным делом, которое потребует задействовать множество специалистов. Сегодня мы пытаемся наладить элементарную работу епархиальных служб, и пока не задумывались о таких серьезных проектах. К тому же, старые номера дореволюционной церковной газеты являются достоянием государства и находятся в архиве области.

Насчет регулярного и качественного выпуска современной епархиальной газеты, то снова повторюсь, что вся проблема заключается в профильных специалистах, которых сейчас у епархии нет.

33. Ваше преосвященство! 8 февраля исполнится ровно 100 дней, как вы прибыли на амурскую землю (1 ноября 2011 года). Не могли бы вы в этот день ( 8 февраля, в среду) провести ( как бы по сложившейся традиции) большую пресс-конференцию для журналистов всех благовещенских и амурских СМИ и рассказать, что успели сделать за эти 100 дней, смогли ли побывать во всех городах и районах области, ответить на, уверен, многочисленные вопросы. Журналисты, думаю, были бы вам благодарны за такую возможность. Или такая пресс-конференция вами уже запланирована ? (Журналист)

На самом деле, не думаю, что 100 дней моего пребывания на амурской земле это достойный повод для того, чтобы беспокоить наших журналистов. Поэтому такой пресс-конференции мы не планировали. К тому же, думается, что мне регулярно удается пообщаться с общественностью через многочисленные интервью в газетах и на телевидении. И эта онлайн-конференция не исключение.

34. Владыко, скажите пожалуйста, кто является, по должности или сану, Вашим заместителем, как управляющего епархии, в то время, когда Вы временно уезжаете из области ( из епархии)? Каково у Вас в епархии, в этой связи, старшинство, кто второй, третий по чину в епархии после Вас? Как именуется временно замещающий Вас в должности управляющего епархией? Спасибо за ответ. (Елена)

Уважаемая Елена, в церковной системе епархиального управления заместителем правящего архиерея является секретарь епархии. К тому же, у меня есть помощники в разных направлениях работы – это руководители отделов и служб епархиального управления.

35. Последние десять лет несколько раз была свидетелем такой вот коллизии в молодых семьях. Один из молодоженов был православным, а другой прихожанином других церквей (католической, одной из протестантских, иудейской и др.), или вовсе атеистом, а то и воинствующим. Скажите, какая традиция или правила существуют для таких молодых семей. Кто-то из супругов должен переходить из одной веры в другую, или они должны стараться мирно уживаться? Правда, возможно ли это? Или, вообще, не нужно создавать таких семей, где молодые супруги активные приверженцы разных религий и церквей и не поступятся своим? Как поступали в таких случаях наши предки, какие были традиции и правила? Ответьте обязательно, на этот очень важный вопрос! (Галина Валентиновна)

Дорогая Галина Валентиновна, вопрос исповедания веры очень важен для православного христианина. Если, например, мусульманин склоняет русскую православную девушку к принятию ислама, то для неё согласие будет предательством Христа. Хотя известны семьи, где муж и жена разного вероисповедания. Но это скорее исключение, чем правило.

Другое дело, когда один из супругов, например, православный, а другой – атеист. Такая ситуация подпадает под определение святого апостола Павла: «Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим» (1 Кор.7,14).

36. Владыко, благословите, мы очень рады, что сейчас у нас с Вашего благословения начнется строительство в п. Коболдо. Нам предложили строительство, но т.к. нет священника и все замерло да и Благословения владыки не было, уже 3 года ждем. У нас вопрос, как это можно решить и в как еще долго ждать? (людмила)

Уважаемая Людмила, будет лучше, если кто-то из членов приходского актива приедет ко мне на прием и мы более подробно обсудим насущные проблемы прихода п. Коболдо. Если я не в отъезде, то приемные дни: вторник и четверг с 9.00 до 17.00, с обеденным перерывом с 12.00 до 13.00. Желательно записаться у секретаря епархии по телефону (4162) 51-55-38.

37. Здравствуйте Владыка! Как Вы знаете, 26 августа этого года будет отмечаться 215-летие со дня рождения митрополита Иннокентия Вениаминова – первого управляющего епархии, служившего здесь в 1850-60-х годах. Он, как известно, являлся еще и помимо многого прочего, еще и первым амурским ( дальневосточным) ДУХОВНЫМ автором ( литератором), публиковавшим статьи и книги. Нельзя ли в этой связи инициировать среди амурских авторов, пишущих на православную тему ( священнослужителей, церковнослужителей, мирян), создание некого объединения - Союза православных литераторов и журналистов Амурской области имени Иннокентия Вениаминова ? Таковых ведь немало в области! Другой вариант - создать областную организацию уже существующего общероссийского объединения, например, Амурского отделения Союза православных поэтов России ? Кстати, членом руководящего Совета этого общероссийского Союза является наш земляк, Святослав Шевченко – диакон Гаврило-Архангельского монастыря в Благовещенске. Он, стоит сказать, еще и основатель литературного интернет-журнала "Свиток" (www.svitok.mrezha.ru). (Екатерина)

Дорогая Екатерина, было бы замечательным создание такого творческого союза авторов, пишущих на православные темы, но, мне думается, что эта инициатива должна исходить от самих литераторов.

38. Добрый день. Судя по информации сайта епархии, в Амурской области приходы с храмами имеются во всех без исключения 9 городах области, и во всех районных центрах (поселках, селах), а также еще в других 30 поселках и селах! Это, конечно, очень-очень похвально, для епархии! Правда, прихода в одном райцентре (!) все-таки нет - это райцентр Селемджинского района – Экимчан (нынешний глава района - С. А. Гильгенберг). С чем связано, что Экимчан остался исключением - единственным РАЙОННЫМ ЦЕНТРОМ области, где нет своего прихода? Будет ли здесь, в райцентре, строиться церковь? (Виктор Григорьевич)

Уважаемый Виктор Григорьевич, все дело в том, что инициатива организации приходов в населенных пунктов идет, как правило, от группы верующих православных христиан этого поселка. Они обращаются в епархию и получают благословение на регистрацию и обустройство будущего прихода. Насколько мне известно, от жителей Экимчана таких обращений не поступало.

39. Здравствуйте. Мне 35 лет и моя жизнь так сложилась, что я хочу уйти из мирской жизни в женский монастырь. Мое желание стать монахиней уже твердое и окончательное. Скажите, что нужно сделать мне, да и другим желающим женщинам и девушкам, чтобы быть принятой в женский монастырь, который есть в нашей области? (Я крещеной была еще девочкой, хотя в церковь не хожу, у нас ее нет, живу одиноко, у меня есть среднее образование - окончила техникум). Буду благодарна за ответ. (Надежда)

Дорогая Надежда, необходимо обратиться в ближайший по месту вашего жительства монастырь или епархиальное управление, где вам все расскажут и объяснят. Все это очень просто.

40. Скажите, это правда, что популярный актер кино Гоша Куценко доводится вам двоюродным (или троюродным) братом? Мы слышали такое, он же тоже с Украины родом. (Вика и Ира)

С актером мы по происхождению одесситы, а о родственных связях не интересовался.

41. Ваше Преосвященство! В 2001-2004 годах в Благовещенске проводился Всероссийский фестиваль телерадиопрограмм духовной тематики "Слово Плоть Бысть", совместно с епархией и ГТРК "Амур". Считаете ли Вы возможным возродить подобный фестиваль, пусть и в каком-то ином виде и статусе? (Светлана)

Уважаемая Светлана, это был интересный и грандиозный проект, который поддерживался на разных уровнях. В настоящее время ситуация несколько иная, поэтому возрождение этого фестиваля это вопрос перспектив.

42. Владыка, скажите пожалуйста, когда в воинских частях и соединениях, расквартированных в Амурской области, появятся первые штатные войсковые священники - капелланы? ( В царские времена, как известно, священник был в каждом полку, в том числе в Амурской области). Есть ли в епархию от Армии на них запросы? Сможет ли епархия удовлетворить, при необходимости, нужды воинских частей в капелланах? Работа в этом направлении в епархии уже ведется? Кто может стать капелланом, только тот, кто служил в армии, или необходимо еще и офицерское звание? Или опыт военной службы не обязателен? Будут ли также поставляться в воинские части войсковые походные часовни, каковые тоже ранее имели место в Русской армии? Если ли где-либо на территории амурских воинских частей часовни? Проводятся ли сейчас выездные православные службы в воинских частях? (Дмитрий, ветеран ВС)

Дорогой Дмитрий, в настоящее время в нашей епархии имеется пока один штатный военный священник – заместитель начальника военной авиабазы «Украинка» п. Серышево по воспитательной работе игумен Иннокентий (Бондаренко). Этот священник является офицером запаса.

В настоящее время на территории указанной авиабазы построен храм в честь святителя Иннокентия Московского, просветителя края Приамурского. Также рядом с авиабазой стратегических бомбардировщиков п. Возжаевка находится храм-часовня в честь иконы Божией Матери «Благодатное Небо». Существует и часовня при военном госпитале г. Белогорска.

43. Ответьте, пожалуйста, почему русские люди нередко переходят из православия в различные протестантские церкви (которых в области уже более десятка)? Или изначально выбирают не православную, а протестантские церкви? В чем главные причины этого? И сколько из них потом вновь возвращаются из протестантских церквей в православную? (Клавдия Николаевна)

Уважаемая Клавдия Николаевна, мне о таких людях, которые перешли из Православия в секты – ничего неизвестно, хотя, конечно, не исключаю, что подобное случается. А вот ребят, которые вернулись из сект в Русскую Православную Церковь – не один десяток. Со многими из них вы можете познакомиться в православном молодежном братстве святого князя Александра Невского.

44. Ваше Преосвященство! Одной из существенных проблем сегодняшней жизни является не всегда удовлетворительное медицинское обслуживание в больницах области, отсутствие должной системы милосердия и христианского участия к больным. В этой связи было бы очень важным, чтобы в Амурской области, прежде всего по инициативе и при участии Епархии, а также Общества Красного Креста, было возрождена Община сестер милосердия, которая когда-то существовало в Благовещенске (создано в 1895 году). Кстати, это ОСМ, даже имело свою больницу (построена в 1899 г.), в котором и сейчас один из корпусов горбольницы. В кадрах проблем быть не должно, в области есть несколько медицинских училищ, немало среди медсестер уже не работающих (ветеранов) или безработных. Наверняка, кто-то из них, из числа православных, в частности, мог бы работать если не на оплачиваемой, то на благотворительной основе (хотя бы 4 часа в неделю) в этой Общине сестер милосердия! Конечно, у них бы была своя отличная от просто медсестер форма, красивая форма. Я думаю, что в больницах сестры милосердия могли бы оказывать большую помощь мед.персоналу по уходу за больными, помогать нуждающимся больным. (Людмила Михайловна)

Дорогая Людмила Михайловна, в настоящее время происходит процесс подготовки к регистрации православного сестричества. Скорее всего, подобное направление деятельности станет основой этой организации.

45. Уважаемый владыко! Проводили ли Вы уже встречу с преподавателями и студентами кафедры религиоведения Амурского госуниверситета, с заведующим кафедрой, доктором философских наук, профессором А. Забияко? Намерены ли Вы осуществлять с ним, ее специалистами-религиоведами, какую-либо совместную работу? Как Вы в целом относитесь к подобным кафедрам и специалистам-религиоведам ? Кстати, Вы сами занимались, обучаясь в Духовной семинарии, а затем и в Духовной академии, какой-либо научной работой, имеете ли степень кандидата богословия? (Игорь (АмГУ))

Уважаемый Игорь, пока не представилось возможности встретиться с религиоведами Амурского государственного университета, хотя наслышан, что в учебном заведении имеется музей Православия. Надеюсь, что со временем мы найдем точки соприкосновения с амурскими религиоведами.

Я, действительно, являюсь выпускником Киевской духовной академии, но предпочел заняться не богословскими науками, а строительством храмов и монастырей, это было более насущным в мое время.

46. Здравствуйте, Владыко. Не могли бы вы сказать, где сейчас ваш предшественник архиеписком Гавриил? Он в Благовещенске? Каково его здоровье и планы на будущее? (Мария Сергеевна)

Дорогая Мария Сергеевна, к сожалению, мне ничего неизвестно о судьбе архиепископа Гавриила.

47. Ваше Преосвященство! У Вас красивое и редкое, даже в монашестве имя – Лукиан ! Как известно, в миру Вы носили имя – Леонид. Почему Вам дали именно такое имя при принятии в монашество? Это не от Вас зависело или Вы все-таки могли выбирать? Это имя Вам выбрал сам бывший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий? Лукиан – это в честь известного святого Лукиана Антиохийского? (Лукиан – это церковная форма имени Лукьян, Лука, что значит – Свет?). Все так или как-то иначе? (Валентина)

Уважаемая Валентина, монах не выбирает себе имя. Пострижен я был в честь священномученика Лукиана, епископа Бельгийского.

48. Большое спасибо, Владыко, за то, что Вы есть. Дай Бог Вам многое, многое, многое лета. Мы за Вас молимся. (Надежда и Владимир)

Благодарю за Ваши молитвы. Они мне очень нужны.

49. Можно себе представить, владыко, сколько за эти три месяца (ноябрь - январь), что вы находитесь в нашей епархии, на вас обрушилось дел и забот! Думаю, что составленный и систематизированных вами и вашими помощниками ПЕРЕЧЕНЬ таких дел (по дням, неделям и месяцам) далеко за тысячу - и глобальных, и безотлагательных, и важных, и крупных, и больших, и средних, и малых, и мелких... И все-таки, не могли бы вы назвать три-пять САМЫХ-САМЫХ ВАЖНЫХ дел, которые вы поставили во главе этого перечня? И что самое главное и важное уже удалось из этих дел сделать за три месяца? (Елена Владимировна)

Уважаемая Елена Владимировна, свои первоочередные задачи я не скрываю: это строительство новых храмов и монастырей, организация богословских курсов для духовенства и мирян, работа по развитию православных молодежных обществ.

Главным делом для Благовещенской епархии считаю открытие в г. Благовещенске храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

50. Ваше Преосвященство, нам, жителям Ивановского района, особо радостно, что Вы тоже уроженец Ивановского района! ( Правда не Амурской, а Одесской области Украины). Очень надеемся поэтому, что Вы будете частым гостем в нашем Ивановском районе, который будет Вам невольно напоминать Вашу далекую малую родину, тем более, что Ивановский район рядом с Благовещенском - граничит с его городскими землями. Какое у Вас осталось впечатление от посещения прихода в Ивановке? К сожалению, в свое время у нас были проблемы, но надеемся, что теперь все будет хорошо. (Ивановцы)

Мне очень отрадно, дорогие ивановцы, что вы такие гостеприимные. Надеюсь бывать у вас чаще, тогда и смогу говорить о впечатлениях.

51. Уважаемый владыко! Наверняка Вы по приезде в Благовещенск уже хорошо представили себе различные особенности нашей области, ее летопись, начиная с 17 века. Конечно, все 9 городов и большинство из 20 районов Вы уже успели посетить и лично. Что для себя Вы, человек, долго живший в грандиозных культурных центрах мирового уровня – Одессе, Киеве и Санкт-Петербурге, особо бы выделили, говоря о нашей Амурской области, об ее истории, географии, культуре? (Марина Андреевна, учитель)

Уважаемая Марина Андреевна, первое, с чем я познакомился на амурской земле, так это с её солнечной природой. Знаете, она так напоминает одесский край – такие же сопки, земля, трава, кустарники и деревья. И самое главное – такое же веселое и яркое солнце.

География области здесь также на виду. Через реку Амур соседствует Китай, и в этом своя специфика региона. Но, самое главное в Амурской области, это ее богатая история и культура, опираясь на которые нам с вами и предстоит возрождать духовно-нравственную составляющую нашего общества. Особенно впечатляют труды первооснователей края, олицетворявших симфонию светской и духовной власти: святителя Иннокентия (Вениаминова) и генерал-губернатора Николая Муравьева-Амурского.

52. Уважаемый Владыко! В октябре прошлого, 2011 года, пришла новость, что впервые на Дальнем Востоке создана митрополия - Приамурская митрополия РПЦ, которую возглавил, уже в сане митрополита, 55-летний митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий ( Сергей Пологрудов). Мы думали, что эта митрополия РПЦ будет как бы общедальневосточной, объединять все епархии Дальневосточного федерального округа, что Хабаровск станет как бы «православной столицей» Дальнего Востока, но оказалось, что эта митрополия объединяет лишь только две епархии Хабаровского края. Это показалось не совсем понятно! А возможно тогда, по примеру Хабаровского края, создание своей митрополии и на территории Амурской области (поделив ее епархию на две или присоединив к ней епархии других, соседних регионов) с нахождением Митрополита в Благовещенске? Или все-таки должна быть более крупная, общедальневосточная митрополия РПЦ, которая со временем, возможно, и образуется на базе Хабаровской и Приамурской митрополии? Каково Ваше мнение по этому вопросу? (Гришанов Н.С.)

Думаю, что не стоит предвосхищать события. К тому же, сам процесс разукрупнения епархий является по своей сути попыткой сделать церковное управление более легким. Исходя из этого, священноначалие Церкви и принимает решение о целесообразности создания митрополий в географических границах тех или иных регионов. Также не стоит забывать, что Дальний Восток – это 40% всех территорий России, а население всего 5% от общего количества всех жителей нашей страны. Другими словами, дальневосточные епархии имеют свою специфику, которую нужно учитывать.

53. Ваше Преосвященство! Не могли бы Вы ответить, каковы отношения Вашей епархии РПЦ с Русской православной старообрядческой церковью на территории Амурской области? У Вас есть какие-то контакты с ней, все-таки они тоже православные? Кстати, известно ли Вам, что когда-то, с 1911-1912 годов село Бардагон Свободненского района Амурской области было центром Иркутско-Амурской и всего Дальнего Востока епархии РПСЦ?!!! И что 16 мая амурские старообрядцы будут отмечать вековой юбилей – 100-летие прибытия из Москвы в Амурскую область (в с. Бардагон) первого епископа этой епархии - Иосифа (Иакова Антипина). В селе Бардагон установлен ныне крест на месте бывшего старообрядческого храма. (Сейчас центр Иркутско-Амурской и всего Дальнего Востока епархии РПСЦ находится в Хабаровске). (Н. Беляева)

Можно сказать, что отношения дружественные. Хотя особых контактов, можно сказать, не имеется, поскольку мне известно лишь об одном официальном приходе Русской Православной Старообрядческой Церкви в Амурской области – он находится в г. Свободном. Священник нашей епархии, который является настоятелем Никольского прихода в этом городе, поддерживает добрососедские отношения со старообрядческим батюшкой.

Остальные общины верующих старого обряда на территории области относятся, как правило, к семейским, которые являются, так называемыми, беспоповцами. Такие общины постепенно исчезают по причине отсутствия в них молодежи.

54. 9 (22) марта будет празднование Иконы Божией Матери "Слово плоть бысть" Албазинская. Не будет ли забыто в дни праздника, что по имеющимся исследованием ее написание относят к 1492 году и, таким образом, этой Албазинской иконе в этом году исполняется 520 лет! Кстати в следующем году будет 145-летие, как эта Икона была вновь привезена из Забайкалья, на этот раз впервые в город Благовещенск (в 1868 году), вернувшись тем самым на амурскую землю спустя почти 200 лет! Также в 2013 году будет и 75-летие, как Албазинская икона была изъята (в 1938 г.) и на полвека заперта от православных. (Алексей)

Дорогой Алексей, нашей епархии будет очень полезно познакомиться с источниками исследований, о которых вы упоминаете, поскольку, по имеющейся у меня информации, первые летописные упоминания об Албазинкой иконе восходят ко второй половине 17 века. А вот остальные, подтвержденные даты, конечно, не останутся без нашего внимания.

55. Уважаемый Лукиан. Я не крещенный, хочу покреститься. Это платная процедура? Если да, то сколько стоит? (Александр)

Уважаемый Александр, Крещение является не простой процедурой, а целым таинством, во время которого человек духовно рождается заново. По стародавней традиции верующие благодарят священнослужителя за его труд определенным пожертвованием. Сегодня Церковь обязана содержать не только духовенство, но и храмы, подсобные помещения и штат сотрудников, что требует ежемесячной оплаты. По этой причине, исходя из насущных обстоятельств, настоятели храмов устанавливают фиксированные пожертвования за совершенные таинства и требоисполнения. В случае, если у человека не имеется средств, для того же Крещения, ему нужно подойти к настоятелю и объяснить ситуацию – ни один священник вам не откажет.

56. Владыко! Святыня Приамурья - чудотворная икона Албазинской Божией Матери имеет огромное значение для жителей нашего города. Раньше по воскресным дням в 18.00 проводились еженедельные чтения акафиста перед святой иконой. Мы хотим возвратить время чтения акафиста на воскресный день. Сейчас акафист читается в пятницу в 7 часов утра. Это не самое удобное время для прихожан. (татиана)

Подобное время было выбрано не случайно, поскольку молитва это всегда подвиг. А какой будет подвиг, если мы будем подстраивать молитву под себя, когда это нам удобно? К тому же, каждую пятницу в 7 утра в собор приходит очень много верующих, которые уже полюбили молиться в этот ранний час. Странно было бы лишить их этого удовольствия.

57. Владыко! Просим вернуть панихиды по воскресным дням. (татиана)

Я не убирал панихиды по воскресным дням. Возможно, изменения внес ключарь собора, к которому и стоит обратиться по этому вопросу.

58. Владыко! Правда ли, что библиотека Епархии уничтожена? (татиана)

Нет. Это неправда. Весь книжный фонд Епархиальной библиотеки был перенесен в библиотеку кафедрального собора по двум причинам. В епархии эта библиотека была закрыта от посетителей и, по сути, являлась лишь книжным хранилищем. К тому же, в Епархиальном управлении появилась нужда в помещениях для церковных отделов и служб.

59. Уважаемый Владыко! Как известно, во многих епархиях принята неофициальная нумерация управляющих епархией. Если считать, управляющих епархией c 1858 по 1924 годы, до Евгения (Зернова) включительно, то их было - 12. После восстановления епархии, 13-м тогда, значит, был Ваш предшественник Гавриил, а Вы, выходит, 14-й управляющий епархией? Так? Правда, остается неясность, с управляющими епархии после 1924 года и до середины 1930-х годов, которые, то ли были, то ли официально их не было? Этот «персональный вопрос» с управляющими епархии в данный период (1920-30-е годы) будет все-таки в епархии разрешен? И тогда, если некоторые из епископов будут учтены, Вы можете быть уже не 14-м, а, как максимум, 19-20-м по порядковому счету управляющим епархией? Думаю, это не праздный, а важный вопрос - знать, кто был управляющим епархией. (Андрей)

Уважаемый Андрей, сохранились сведения, что в период с 1930 г. по 1932 г. епископом Благовещенским числился владыка Иннокентий (Тихонов), а с 1932 г. по 1935 г. за Благовещенской епархией был закреплен Преосвященный Герман (Коккель).

60. Здравствуйте Владыка! Я житель Архары. В 2011 г. пос. Архара исполнилось 100 лет со дня основания. Генеральный план застройки в то время станции Архара на Транссибе в 1911 г. утвердил Приамурский генерал-губернатор Н. Л. Гондатти, в том числе было запланировано строительство православного храма. Однако, в силу дальнейших исторических событий в поселке храм так и не появился. С 2006 года по инициативе населения Архаринского района, местных органов власти, большой организаторской работы священника отца Сергия на собранные средства воздвигнуты стены здания православного храма (под крышу). На достройку храма еще необходимо по минимуму 4-5 миллионов рублей. По этому поводу депутаты Архаринского районного Совета народных депутатов (я тоже являюсь народным депутатом) обращались к высшему руководству РАО РЖД (лично В. И. Якунину), к руководству Транснефти, к руководству группы компаний " Петропавловск",руководителем которой является наш земляк Ермоленко Сергей Егорович. Бесполезно. Прискорбно то, что даже ответа из этих организаций не поступило. Особенно от Якунина В. И. Он же возглавляет попечительский совет "Фонд Андрея Первозванного" Да и за Ермоленко С. Е. обидно. Мы понимаем, что епархия такими большими средствами не располагает, да и в Амурской области строится не одна церковь. Не могли бы Вы Вашим Высоким положением попросить вышеуказанных спонсоров оказать финансовую помощь в достройке православного храма в п. Архара. (Константин)

Дорогой Константин, думаю, что с моей стороны будет не совсем порядочным давить на потенциальных благотворителей таким образом. Нужно искать другие возможности для поиска недостающих средств. Благо, что на русской земле не перевелись еще настоящие меценаты.

61. Доброго вам здравия, Владыко. Я прихожанин Храма Благовещения Пресвятой Богородицы, что на Релочном. Каждый раз, идя в храм со страхом Божиим, хочется всем сердцем помолиться Господу, поучаствовать в богослужении, чтобы благодать присутствовала на душе еще долгое время. Не хочу брать грех на душу и судить священников, но когда Вы служите в храме, то и священники ведут себя подобающе, и не удобно наблюдать, когда служба ведется с прохладцей. Как-то на службе вы совершенно справедливо сделали замечание нам, прихожанам, что некоторые, идя в храм, даже Символа Веры и молитвы Отче наш не знают, или стесняются ее громко читать в храме. Но и нам, прихожанам, неловко смотреть, когда на следующей воскресной службе дьякон читает Символ Веры с помощью молитвослова, путается в словах и совершенно не замечает, как в это время прихожане читают молитву. И еще хотелось бы Вас попросить, чтобы иерей, обращаясь с проповедью к прихожанам, не представлял себя генералом перед неразумными солдатами-первогодками, не гневался, что малые дети плачут или кто-то делает что-то не так. После таких назиданий приказных покидаешь храм с осадком на душе. Храни Вас Господь. (Александр)

Уважаемый Александр, и Вам желаю крепкого духовного и физического здоровья. Дело в том, что, в одном из своих приветственных слов к прихожанам, я посетовал на отсутствие в соборе традиции всенародного пения на Литургии, которая переводится с греческого, как «общее дело». Уверен, что совместными усилиями – все у нас получится.

Что касается диаконов, то прошу быть к ним снисходительными, поскольку у нас появились священнослужители, которые долгое время не имели богослужебной практики. Относительно упомянутого Вами иерея (я, конечно, понял о ком идет речь) хочу сказать, что ему будет сделано замечание, и, думаю, он будет исправляться.

62. Рады Вашему приезду, уважаемый Владыко! Ожидаем благодатных перемен в работе с молодёжью, детьми. Ведь Церковь Христова - это не количество храмов, а прежде всего, живые люди, а они сейчас находятся в сложном положении, живут в мире, где все направлено на погибель человеческих душ. Молодежь заражена блудной развращенностью, забыта такая высокая добродетель, как целомудрие. Надо предпринять все возможное, чтобы спасти хотя бы некоторых. Желаем успеха! (Анна)

Дорогая Анна, и все-таки живые люди собираются вокруг храмов. И когда их будет больше и в каждом районе, пусть даже небольших по размеру, тогда будут возникать крепкие общины верующих благовещенцев по месту их жительства. Ведь каждая церковь – это духовный и культурный центр, который собирает людей в атмосфере дружбы и любви.

А молодежи в епархии будет уделяться особое внимание. В настоящее время в Благовещенском епархиальном управлении специально для этих целей открыт отдел по работе с молодежью. В ближайшее время планируется регистрация нескольких братств и сестричеств. При открывшемся храме «Всех скорбящих Радость» скоро заработает Воскресная школа. Уже в этом году мы постараемся организовать для православной молодежи летний лагерь. Есть и другие проекты.

63. Среди православных, особенно молодых людей, пользуются популярностью лекции профессора богословия Осипова А. Вызвал преткновение вопрос о крещении младенцев. Ссылаясь на опыт древних христиан, профессор рекомендует крестить детей не ранее 5-ти лет. Как Вы к этому относитесь? (Наталья)

Уважаемая Наталья, нужно различать частные богословские мнения и устоявшиеся церковные традиции, одобренные соборным разумом всей Церкви на протяжении многих веков.

64. Добрый день. Узнав о том, что ковчег с мощами Св. Вонифатия будет выставлен в Благовещенском кафедральном соборе, поспешила туда. Однако, была удивлена, что мощи не находятся в свободном доступе, чтобы каждый мог приложиться к ним. Подскажите, пожалуйста, с чем это связано? (Екатерина)

Дорогая Екатерина, вполне возможно, что вы приходили в будничный день во время службы. Дело в том, что ковчег с частицей мощей святого мученика Вонифатия находится там, где идут богослужения. В будни службы совершаются в Никольской церкви, которая находится по соседству с кафедральным собором.

65. Добрый вечер. В нашей области когда-то было довольно неплохо развито краеведение, многие его направления - их несколько десятков. Сейчас, увы, дела с этим обстоят гораздо хуже, особенно в школах. Было бы важным если бы вы, как церковный деятель, привлекли внимание к такому интересному направлению краеведения, как церковное краеведение (есть и такое!). Может быть организовали бы в Епархии какой-то семинар по этой теме, поощряли бы тех, кто разрабатывает это интересное направление, занимается историческими поисками прошлого церковной жизни в городах и районах области. (Ольга, учитель)

Уважаемая Ольга, в настоящее время идет работа над учебной программой по православному краеведению. Сейчас эта программа находится в стадии разработки и согласования в соответствующих учреждениях. После начнется подготовка специализированного учебника по этой теме. Этой работой занимается наш Епархиальный отдел религиозного образования и катехизации. Также в планах упомянутого отдела и проведение всевозможных семинаров соответствующей тематики. И с удовольствием привлекали бы людей, серьезно интересующихся историей Православия в Приамурье.

66. Уважаемый Владыка! Существует ли юридически такие понятия как "Прихожанин" и "Член общины" в РПЦ? Чем они определяются? Сколько таковых в Амурской области и в Благовещенске? Имеют ли такие лица какие-либо права и обязанности при принятии решений важных для прихода? Где можно с такими материалами ознакомиться? (Николай)

Уважаемый Николай, понятия «Прихожанин», «Член приходского собрания» и «Член приходского совета» регламентируются Уставом Русской Православной Церкви, который можно найти на официальном сайте Московской Патриархии.

67. Я 55 лет прожила в г. Свободный, была прихожанкой Свято-Никольского храма. Мне там нравились две традиции. На входе в храм висит почтовый ящик. Прихожане бросают в него записки с вопросами. Отец Валерий в конце проповеди отвечал на наши вопросы. Еще всем нравилось, когда подходили к кресту, нас всегда кропили святой водой. После этого мы окрыленные шли домой. Можно-ли в нашем храме ввести такие традиции? (Галина)

Дорогая Галина, с просьбой ввести такую традицию нужно обратиться к настоятелю храма по месту вашего жительства, поскольку решать такие вопросы в его компетенции. Думаю, вам не откажут.

68. Владыка, скажите, пожалуйста, когда состоится футбольный матч между депутатами и священниками, о котором писали местные СМИ? Скажите, пожалуйста, а команда священников будет играть в сутанах или в футбольной форме? (Ольга)

Уважаемая Ольга, подобная форма сотрудничества с законодателями была высказана мною в шуточной форме, но, несмотря на это, некоторые депутаты живо откликнулись на это предложение.

Подобный футбольный матч, если и возможен, то поучаствовать в нем со стороны Церкви смогут только православные миряне, поскольку у нас каждый священник на вес золота и все они задействованы на богослужениях.

69. Владыка, как Вы считаете, что первично в современной Русской Православной Церкви: соборность или административно-приказное начало? (Ольга)

Дорогая Ольга, первичной для Церкви во все времена была Любовь, которая помогает человеку разобраться, как вести себя в той или иной ситуации.

70. Владыка, скажите пожалуйста, создавалась ли для решения столь непростого вопроса о передаче храма Гавриило-Архангельского монастыря римской католической церкви под юрисдикцию Ватикана специальная комиссия, которая учла бы исторический, богословский, геополитеческий аспекты проблемы, а также мнение духовенства, простых прихожан благовещенской епархии и жителей Амурской области? Если да, то где можно ознакомиться с выводами и решениями этой комиссии? (Сергей Свиридов)

Уважаемый Сергей, этот вопрос адресован не совсем по адресу. Процесс возвращения здания исторического польского костела, который временно занимает Гавриило-Архангельский монастырь, был начат задолго до моего назначения на Благовещенскую кафедру. Моя задача заключается в том, чтобы завершить все недоразумения, связанные с этим вопросом.

71. Владыко, у меня может быть не совсем удобный для Вас вопрос, но он давно назрел. Из каких источников финансируется церковь? По слухам, у епархии недешёвые транспортные средства, а жильё Вы себе присматривали в ценовой категории 6-8 млн. рублей. Мне всегда казалось, что если человек решил посвятить себя службе Богу, это скорее призвание, а не желание попасть в материально-обеспеченный мир. Прокомментируйте пожалуйста. Заранее спасибо за откровенный ответ! (Житель)

Уважаемый Житель, Церковь существует исключительно только на пожертвования прихожан. И среди верующих есть люди состоятельные, которые также желают отблагодарить Бога какой-нибудь помощью Церкви. Некоторые из них без ущерба для себя способны подарить хорошее транспортное средство. В центральной полосе России, где у верующих бизнесменов немалые возможности, это нередкое явление. Отказать или приняв – продать, значит нанести человеку обиду.

А по поводу жилья архиерея, то я живу на съемной квартире, как и мои братья-монахи - 8 человек, которые ютятся в однокомнатной квартире. Согласитесь, это не условия. Не может их принять и Гавриило-Архангельский мужской монастырь, располагающийся в бывшем небольшом здании католической общины. А ценовую политику нам предлагают жители города, и не нам её регулировать.

Что касается посвящению себя Богу, то с нашей стороны - это искренне и самоотверженно. Поверьте, сегодня есть достаточно возможностей и без Церкви попасть в материально-обеспеченный мир. К великому сожалению, мы обусловлены внешними обстоятельствами. Уважаю и дружу с разными людьми, бедными и богатыми, и несмотря на это - всегда остаюсь самим собой и верным своему призванию.

К тому же, хочу дать Вам добрый совет – не доверять слухам, поскольку зачастую они оказываются элементарными сплетнями.

72. Здравствуйте, уважаемый владыка Лукиан. Сейчас во многих епархиях таинство Крещения преподается людям только после нескольких занятий, где им объясняют смысл и основы православной веры. Планируются ли такие занятия у нас и, если планируются, то когда они начнутся? (Григорий)

Дорогой Григорий, катехизация перед принятием таинства Крещения – появится и у нас. Нам нужно время, чтобы подготовить специалистов для этого.

Прием вопросов закончен

Просмотров всего: 490

распечатать

Комментарии
  • Игорь Путилов

    Игорь Путилов
    7 лет назад

    Блин, язычники и здесь отметились...

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь