19ноября
Предыдущая новость Следующая новость
9 апреля 2010, 22:35 1

В Благовещенске скончалась народная артистка России Любовь Васильева

В Благовещенске скончалась народная артистка России Любовь Васильева

9 апреля после продолжительной болезни скончалась актриса Амурского театра драмы, народная артистка России Любовь Васильева. Через две недели актрисе исполнилось бы 72 года. Она окончила Харьковский театральный институт. В 1966 году Любовь Григорьевна вместе с супругом Сергеем Васильевым (который впоследствии поставил в амурском театре немало спектаклей и стал главным режиссёром) приехала в Благовещенск. Здесь Любовь Васильева завоевала признание публики.

Здесь же была отмечена званием сначала заслуженной артистки РСФСР, а затем народной артистки России. Гражданская панихида прощания с народной артисткой России Любовью Васильевой пройдёт в понедельник, 12 апреля, с 12:30 до 13:30 в помещении Амурского театра драмы.Любовь Григорьевна сыграла в театре более сотни ролей. Одними из самых ярких были роль Кольцовой в «Чрезвычайном после», Лушки – в «Поднятой целине», Лизы Бричкиной – в «А зори здесь тихие». Любовь Григорьевна снялась в первом украинском телефильме «Огненный поезд», снялась для китайского кино.Амур.инфо публикует с небольшими сокращениями рассказ об актрисе, написанный заведующей литературной частью Амурского областного театра драмы Ниной Дьяковой.Имя ей… ЛюбовьЧеловек, ярко одаренный внешней красотой в сочетании с необычным талантом, входит в душу без спросу, сразу и надолго.Именно так однажды, много лет тому назад, при близком знакомстве, безо всякого спросу и позволения ворвалась в мою душу актриса Любовь Григорьевна Васильева. «Царь-птица!» – ахнула я тогда невольно, почувствовав сразу, как выпрямляется у меня спина, и сама по себе голова приподнимается: при эдакой красавице, статной и величавой, так хочется и самой сделаться хоть малость получше. Любовь Григорьевна с тех пор довольно прочно заняла в моей жизни место недосягаемой небожительницы, которую созерцать – уже благо и божье благословение.Спектакли с её участием были самыми-самыми, в своём особом, сокровенном ряду и в том заветном хрустальном сундучке, что и поэзия Анны Ахматовой, Бориса Пастернака и Марины Цветаевой. Думаю, в этом же самом могли бы признаться и другие театралы-фанаты, не говоря уж о собственно поклонниках народной артистки России Любови Васильевой.Какая же она, Любовь Васильева?Годы и драмы, комедии вперемешку с трагедиями в жизни и на сцене любому бы прибавили жизненного опыта и мудрости, что и говорить. А тем более, если профессия такова, что поневоле каждый божий день проживается не одна судьба разных, порой просто полярно противоположных, героинь. Будто своя собственная…В одном из спектаклей (по пьесе Эдварда Радзинского «Приятная женщина с цветком и окнами на север») героиня Любови Григорьевны с претенциозным именем Аэлита Ивановна в полном отчаянии от тотальной невостребованности в человеческом мире восклицает: «Во мне – горы любви!» Если бы даже слегка, без глубокого копания, проанализировать сыгранные Васильевой роли, то выйдет, помимо других важных умозаключений, следующее – эти самые «горы любви» несметны в душе у неё самой.Здесь, кстати, и порассуждать об имени – само в строчку просится: имя ей – Любовь – не зряшно с рождения дадено.Видно, светилам небесным тайна сия под силу оказалась, коли в маленьком украинском селении, где-то под Николаевом, мама с батьком доню свою Любовью нарекли. С тем и покатило: в украинской большой семье на диво задушевное песнопение, а что хохлушки все сплошь сроду красавицы, да нравом горды и твердостью характера приметны – так про то всему миру известно.Любови Григорьевне на роду было написано ещё и другое – с театральным искусством накрепко её связал и муж – личность незаурядная, сильная, мощная даже. При том, что внешне Сергей Иванович был (к сожалению, был…) тонок, прогонист и худощав аж до прозрачности. Говорил хорошо поставленным ровным голосом, очень правильно строил фразы, красивым говорил русским языком – кто бы догадался об его украинских корнях…Так случилось: после Харьковского театрального института актриса Люба Гладун и режиссёр Сергей Васильев, недавно соединившие свои судьбы в одну, поехали на неведомый Дальний Восток, в совсем-совсем провинциальный маленький Благовещенск.А год это был 1966-й… Сегодня Благовещенск отнюдь не выглядит отсталой окраиной – и дома, и услуги, и облик благовещенцев нисколько не отличаются от любого другого российского города. В чем-то еще и попригляднее будет. А тогда…Молоденькую, романтичную и очень перспективную актрису с амплуа героини и с внешностью высокородной славянской царевны повергло в ужас и панику одноэтажное благовещенское житие, сплошь деревянные строения и тротуары вместо пешеходных дорожек. Добавить к сему палящий зной, пыль и комаров (зимой им ещё и морозы тогда обещали щедро – что уж есть…) с ненькой Украиной что и сравнивать. Можно предположить, сколь велика была тогда трагедия будущей примадонны. Сколько слёз иразочарований её, певунью и хохотушку, тогда постигло! Кроме одного: театр и творческий коллектив оказался необычайно сильным, труппа – крепкой, традиции – настоящими, театральными.Это было главное. Это и определило дальнейшую судьбу молодой семьи.Когда Любовь Григорьевну спрашивали, легко ли ей работалось с мужем-режиссёром, она обычно отвечала кратко и эмоционально:– Ужасно и… прекрасно!В дальнейших рассуждениях на эту тему всё проясняется. На самом деле режиссёр Васильев актрису Васильеву в черном теле держал всегда, ролей не давал, а, будучи главным, и вовсе считал за правило не вспоминать сам, без подсказки других, о том, что жена у него – неслабая актриса широкого творческого диапазона.– Без ролей насиделась. Брали в спектакли другие режиссёры в сто раз охотнее, чем Сергей Иванович – это правда, – не сетовала, а констатировала факт Любовь Григорьевна.Надо ли педалировать на то, сколь трудна была творческая карьера Любови Васильевой при её богатой одаренности, отличном образовании и потенциальных возможностях актерского амплуа? Тем более что сама актриса, судя по всему, на судьбу не жаловалась, чтоб Бога не гневить и не грешить зря. Вспоминала, как интересно было работать с Сергеем Ивановичем в редкие счастливые периоды, когда он, смилостивившись, брал её на роль.– В спектакле «А зори здесь тихие» Васильевых вообще было с перебором, многовато, – говорила Любовь Григорьевна. – Васильев – автор, Васильев – режиссёр, Васильева –актриса…Инсценировка, взятая в театре на Таганке, была сделана по известной повести известного писателя. Любовь Григорьевна блистательно сыграла тогда Лизу Бричкину, девушку сильную и трогательную, простенькую и умную, житейски мудрую при необычайной молодости и кристальной чистоте. А как она пела! Грудное колоратурное сопрано звучало в сердцах зрителей ещё долго после спектакля.Отдельный разговор о Лушке из «Поднятой целины».Лушка была и той, что создал Шолохов, и, словно, не той. Но что хороша была, с куражом и чертовщинкою, с несметной женской нерастраченностью и безграничными залежами любви и нежности – это да! Такая была Лушка в интерпретации Любови Васильевой.Вообще, актрисе всегда были по душе волевые, сильные героини. Таких она и играла на сцене. Да и в жизни, похоже, никто из правителей горних баловать её и не думал: дано щедро, щедро и отнимается, особенно в последние годы.Известно, что за большие дары платить приходится не в пример больше, чем нормальному человеку, тихонько и неприметно живущему в благополучии и размеренности. Яркие люди заметнее. Их и обжигает сильнее, с них и спрос построже.Здоровьем, трагическими судьбами близких, горькими утратами… В награду, порой, остается лишь одиночество…

Просмотров всего: 43

#память


Комментарии
  • Сергей Логвинов

    Сергей Логвинов
    8 лет назад

    Царствие небесное Вам, Любовь Григорьевна...

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь